+7 (920) 253-35-73 Пон-Вос: 9:00-19:00
Почта e-mail:
г. Н. Новгород, пр. Гагарина 50, корпус 15пон-пятн

УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ



ОГЛАВЛЕНИЕ                                   
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Управление малым бизнесом как социально-экономической системой
1.1. Особенности и теоретические аспекты малого бизнеса как социально-экономической системы
1.2. Тенденции и модели управления малым бизнесом как социально-экономической системой
Глава 2. Технологии и модели управления малым бизнесом на муниципальном уровне на примере г. Арзамас Нижегородской области
2.1. Особенности управления малым бизнесом на муниципальном уровне
2.2. Проблемы в управлении малым бизнесом во взаимодействии региональных и муниципальных структур
2.3. Административные барьеры в управлении малым бизнесом на муниципальном уровне
2.4. Стратегии планирования как новая технология в управлении развитием малого бизнеса на примере администрации г. Арзамас Нижегородской области
2.5. Партнерство с властью – новые возможности в управлении малым бизнесом
Глава 3. Повышение эффективности управления малым бизнесом на муниципальном уровне
3.1. Рекомендации по совершенствованию управления малым бизнесом на муниципальном уровне
3.2. Оценка эффективности предлагаемых мер по развитию малого бизнеса на муниципальном уровне
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

       ВВЕДЕНИЕ
Малый бизнес – важнейшая составляющая современного предпринимательства во всей мировой экономике. Он выступает в качестве материальной базы расширения места и усиления роли производственного и территориального самоуправления во всех странах, где он занимает прочные позиции. Во всем мире развитие сектора малых предприятий рассматривается не как самоцель, а как важное стратегическое направление оптимальной структуризации производства, его размещения и эффективности. К сожалению, до такого понимания в России еще не доросли. В результате хода радикальных экономических реформ так и не удалось мобилизовать и привести в действие тот колоссальный созидательный потенциал, который заключает в себе малый бизнес. Число малых предприятий на 1 тыс. жителей в странах Европейского Союза и Японии составляет 45-40, в США – более 79, а в России – 6. Доля работающих на малых предприятиях в общем числе занятых в европейских странах равняется 70%, в России – 11%, доля вклада малых предприятий в ВВП, соответственно, более 50% и менее 10%. Таким образом, уровень развития малого предпринимательства в нашей стране по всем параметрам недостаточен, так же, как и его влияние на формирование рациональной структуры рыночной экономики и решение задач обеспечения занятости.Однако это также требует создание благоприятных организационных и правовых условий для развития малого бизнеса.К сожалению, местная власть, представляющая конкретную территорию, еще не в полной мере осознала важность развития малого бизнеса для решения социально-экономических проблем.  Скрытые и явные противоречия, обозначившиеся на муниципальном уровне, означает необходимость создания условий для устойчивого развития малого бизнеса, устойчивой системы кооперативных связей, позволяющей власти и бизнесу создавать эффективные формы совместного управления малой экономикой муниципальных территорий, что и составляет актуальность данного дипломного проекта.Цель данного дипломного проекта – проанализировать действующую систему управления малым бизнесом и условия повышения его эффективности.Цель дипломного проекта раскрывается через решение следующих задач:-      раскрыть сущность малого бизнеса как социально-экономической системы;-      проанализировать общие тенденции и модели управления малым бизнесом на разных уровнях государственной власти;-      исследовать особенности управления малым бизнесом на муниципальном уровне;-      проанализировать практику г. Арзамаса в управлении развитием малого бизнеса;-      разработать перечень рекомендаций по совершенствованию управления малым бизнесом в рамках муниципального образования.Объект дипломного исследования составляет малый бизнес и его развитие как социального явления.Предметом дипломного исследования является процесс управления развитием малого бизнеса.Источниковой базой проекта явились нормативно-правовые акты – Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ; «О саморегулируемых организациях»  от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ; «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ; Комплексная целевая программа развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006-2010 годы; «Соглашение о взаимодействии между Правительством Нижегородской области и городским округом город Арзамас» от 6.09.2007 года № 503-П; Программа поддержки малого предпринимательства г. Арзамаса на период 2006-2011 г.Информационной базой исследования явились монографии, статьи отечественных и зарубежных ученых, материалы периодических изданий и глобальной сети Интернет, а также материалы органов государственной власти Нижегородской области.При проведении дипломного исследования применялись: диалектические и формально-логические методы; анализ и синтез, индукция и дедукция; системный и структурно-функциональный подходы и другие методы.                     

Глава 1. Управление малым бизнесом как социально-экономической системой

1.1 Особенности и теоретические аспекты малого бизнеса как социально-экономической системы

 Анализ понятия «малый бизнес» показывает его сложную природу. Прежде всего, «бизнес» как понятие возникло гораздо позднее в научной тематике, чем понятие «предпринимательская деятельность». Предприниматель – самостоятельный агент рынка, действующий на свой страх и риск и под свою ответственность. Стремление к прибыли, стремление к совершенствованию своей деятельности и обеспечение таким способом своей конкурентоспособности на рынке, действие в условиях неопределенности, которую порождает рынок – сущностные свойства предпринимательской деятельности. Соответственно, предпринимательскую деятельность характеризует такие качества как творчество, неординарность действия[1]. Предпринимательство играет огромную роль в период поиска и формирования рыночной ниши, на этапе входа на рынок и самоопределения в выборе рыночного сегмента. Активность рынка требует гибкости, активности от предпринимательства, постоянного поиска таких форм деятельности, которые подтверждают его конкурентоспособность. А это, как указывают исследователи, еще раз выражают творческую природу и природу высокого риска предпринимательства.Теоретические позиции в определении бизнеса обозначают различные подходы. Прежде всего, «бизнес» как понятие означает – собственное дело, способ получения прибыли путем создания и реализации определенного вида и объема продукции. Одновременно – это этап предпринимательской деятельности, связанный с тиражированием (репродукцией) конкурентоспособной продукции предприятия[2]. Многие исследователи предпринимательство и бизнес рассматривают как этапы развития собственного дела, каждый из которых выполняет свою вполне определенную функцию. Предпринимательство выражает собой творческую, поисковую функцию, средство для самоопределения рыночного сегмента, для оформления рыночной позиции. Бизнес – это средство для тиражирования достигнутых позитивных результатов по поиску уникальности товара на рынке и извлечение прибыли, что дает возможность сформировать ресурс, чтобы предпринять следующий шаг в своем развитии[3]. Также выделяются следующие особенности малого бизнеса. Прежде всего, малый бизнес как самостоятельная система, как хозяйствующий субъект имеет определенную  организационную форму. Его деятельность  может быть представлена в виде деятельности коммерческой организации (малого предприятия и др.) или индивидуального предпринимателя в соответствие с Федеральным законом 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от по сравнению с прежним законодательством  (Федеральным законом 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»)  статья 4  вводит понятие «категория субъектов малого и среднего бизнеса». Требованиями к субъектам малого бизнеса относится:-      внесение в единый государственный реестр (как юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и т.д.);-      ограничение доли участия в уставном капитале, не принадлежащей предпринимателю, которая должна составлять не более 25%;-      средняя численность работающих на предприятии малого бизнеса за календарный год не должна превышать  до 100 человек, 15 человек – микропредприятие;-      балансовая стоимость активов устанавливается Правительством РФ на основе статистических наблюдений (бухгалтерская отчетность) в соответствии с законодательством РФ;-      выручка от работ устанавливается на основе Налогового кодекса[4].Для приведения в соответствие численности работающих и прибыли, закон устанавливает порядок статистического наблюдения за предприятием, на основе которого и будет в последующем определен субъект малого предпринимательства.Таким образом, в современной экономической литературе и практике отсутствует единое определение малого бизнеса. В основном все усилия сводятся к попыткам установить общие критерии размера малого предприятия. Очевидно, что не все характерные черты, присущие малым предприятиям, могут выступать качественными критериями малого бизнеса в целом. Малое предприятие представляет собой особую категорию предприятия. Его нельзя считать ни «усеченной» моделью более крупной фирмы, ни промежуточной формой в процессе перехода к фирме более крупного размера.Рынок стимулирует активность малого предприятия, его постоянный поиск и формирование конкурентных отличий, с одной стороны, с другой – формирование ресурса для организации производства, тиражирования достигнутых конкурентных преимуществ. Предпринимательство и бизнес можно рассматривать как взаимодополняющие части одного целого, единого процесса в развитии предприятия. Малая форма дает дополнительные преимущества для гибкого продвижения  и адаптации предприятия на рынке, утверждения своих конкурентных преимуществ и формирования устойчивости.Многими исследователями малый бизнес рассматривается как социально-экономическая система[5]. Так что же такое социально-экономическая система? В общем виде социально-экономическую систему определяют как целостную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг[6]. Социально-экономическую систему, как, впрочем, и всякую другую, характеризуют системные качества. В их ряду можно отметить особое экономическое отношение, которое связывает единством происхождения все остальные, из которого затем развиваются все более сложные отношения. Оно представляет собой самый простой для данных условий способ распределения ресурсов и поддержания пропорций. Социально-экономическая система неизбежно локализована в экономическом времени и пространстве, а также по отношению к ее альтернативным вариантам. Она имеет определенные исторические, географические, этнические, духовные, политические и экономические границы. Это в свою очередь означает, что она может воплощаться в конкретных государственно-политических образованиях или в форме иных, меньших по масштабу, общественно-хозяйственных организаций. По мере усиления эффекта глобализации в качестве социально-экономической системы правомерно рассматривать все человечество. Этим обусловливается историчность исследования: любая изучаемая система, с одной стороны, неизбежно исторически обусловлена, а с другой, исторически обусловлены все категории и законы этой системы[7].Не все черты данной системы возникают одновременно, а сначала развиваются простейшие социальные и экономические формы, а на их основе – все более и более сложные. Некоторые исследователи определяет эту простейшую форму как «экономическую клеточку», содержащую «в зародыше все основные черты и противоречия данного способа производства». Из нее впоследствии развивается вся многообразная система производственных отношений. Она играет роль и исходного пункта (а также основы), и постоянно воспроизводимого результата, следствия развития данной системы отношений, и всеобщей формы отношений между индивидами[8]. Социально-экономические системы обладают определенными свойствами:1.    Целостность, которая означает, что изменение любого компонента системы влияет на ее другие компоненты и приводит к изменению системы в целом. 2.    Иерархичность. Это значит, что каждая система может быть рассмотрена как элемент более высокого порядка. 3.    Интегративность, которая предполагает, что система в целом обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей). Верно и обратное, то есть, элементы могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом[9].Малый бизнес как социально-экономическая система – это своеобразная социальная форма организации экономической деятельности, сложный хозяйственный механизм, задача которого состоит в том, чтобы находить пути и методы эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов в условиях неопределенности. Он функционирует в условиях существования и развития таких социально-экономических институтов, как собственность, разделение труда, контроль, денежная система, рабочие организации, административные органы, корпорации, налоги, доходы и т.д[10]. Малый бизнес – это сложная, вероятностная, динамическая социально-экономическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Если рассматривать ее в материально-производственном аспекте, то ее входом являются материально-вещественные потоки природных и производственных ресурсов, информация, выходом – материально-вещественные потоки предметов потребления, услуг, продукции, предназначенной для накопления и возмещения, товаров для экспорта, а также отходов производства. В социально-экономическом аспекте ее входом являются определенные социально-экономические отношения людей в обществе, выходом – воспроизведенные и развитые системой производственные отношения, содержание которых определяется регулируемым и саморегулируемым соотношением элементов собственности[11].Малый бизнес – активное образование, функционирующее внутри масштабных социальных систем, поэтому он вбирает в себя признаки экономической (рыночной) и социальной составляющих. Как система он устанавливает различные связи, взаимоотношения. Его успешность и устойчивость на рынке – с одной стороны, показатель экономической стабильного государства, с другой – увеличение числа рабочих мест, повышение зарплаты работникам и др. – не просто решение проблемы занятости, а показатель социального благополучия в обществе. При этом, как показывает зарубежная практика, малый бизнес имеет мощный развивающий потенциал и может выполнять роль «двигателя» общественного развития в любом государстве.Малый бизнес относится к классу систем, обладающих определенной самостоятельностью и возможностями саморегулирования. Это предполагает анализ внутренней структуры малого бизнеса, ядром которой является частная собственность. Необходимыми структурными элементами малого бизнеса можно считать[12]: -      капитал;-      зарегистрированные субъекты малого предпринимательства;-      сложная совокупность функциональных хозяйственных связей различного уровня;-      человеческие (трудовые) ресурсы, создающие огромный внутренний потенциал, способный при определенных условиях обеспечить быстрый рост данного сектора экономики. Механизм взаимоотношений производителей товаров, услуг, коммерческих посредников, контролирующих органов, потребителей представляет собой совокупность функциональных хозяйственных связей между субъектами исследуемой сферы экономики. Другими словами, это экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и иные отношения, складывающиеся в сфере малого бизнеса между производителями, поставщиками и потребителями в процессе создания и доведения товаров и услуг от производителя непосредственно до потребителя. Анализируя характер вертикальных связей в малом бизнесе, нужно обратить внимание на существенную особенность, позволяющую отличать их внутреннюю структуру от среднего и особенно крупного бизнеса. Она проявляется, с одной стороны, в стремлении к большей независимости от государственных структур, с другой – в непосредственной зависимости от конечного потребителя[13]. Эффективность взаимодействия среднего и, особенно, крупного бизнеса с государством, наоборот, предполагает наличие устойчивых вертикальных связей, которые являются необходимым условием успешного существования среднего и крупного бизнеса при относительно меньшей зависимости от конечного потребителя. Это объясняется функционированием некоторого количества промежуточных звеньев при движении произведенного товара до непосредственного потребителя. При рассмотрении внутренней структуры малого бизнеса важным моментом является понимание ее динамичности. В ходе становления рыночных отношений в ней происходят существенные количественные и качественные преобразования. Причем непосредственная и опосредованная взаимосвязь структурных элементов настолько сложна, что они не могут существовать изолированно, не взаимодействуя друг с другом. Малый бизнес в условиях современных трансформационных преобразований – это самостоятельный сектор экономики, обладающий значительным инновационным потенциалом, производящий товары, работы и услуги, основанный на использовании индивидуального труда, частной и личной собственности, ограниченного количества ресурсов (рабочей силы, мощностей и др.)[14]. Важнейшими характеристиками малого бизнеса в качестве самостоятельного сектора экономики являются: -      относительно слабая зависимость результатов его функционирования от макроэкономических показателей экономики;-      функционирование в качестве саморазвивающейся и самовоспроизводящейся системы, обладающей относительной свободой организации своей внутренней и внешней деятельности; -      наличие соответствующего уровня развития отношений собственности, при которых обеспечивается относительная экономическая обособленность производителей товаров и услуг, обладающих правом владения, распоряжения и пользования средствами производства и результатами своего труда; -      поддержание относительно стабильного уровня занятости и самозанятости населения; -      рыночное ценообразование; -      нестабильная организация хозяйственного механизма; -      несопоставимость экономических интересов с интересами крупного бизнеса; -      ограниченность доступа к материальным и финансовым ресурсам и некоторым сферам деятельности; -      специфическая форма соединения факторов производства, не всегда соответствующая требованиям норм трудового законодательства[15]. Эти объективные составляющие, а также стремление государства контролировать денежные потоки в сфере малого бизнеса оказывают прямое воздействие на мотивацию предпринимательской деятельности в данном секторе экономики. Мотивы создания малых предприятий, как правило, включают ограниченный состав предпринимательских задач, мотивы же создания крупных предприятий значительно сложнее. Наиболее простой тип мотивации к созданию малого предприятия – это стремление извлекать прибыль из доступного сочетания хозяйственных ресурсов. Наиболее сложным выражением предпринимательской мотивации в данном случае может являться развитие и расширение области деятельности, увеличение размеров предпринимательского дохода, возможность создания нового, наиболее выгодного и не имеющего конкурентов (в течение некоторого периода) бизнеса. Однако малый бизнес взаимодействует и с обществом. Социальная ответственность бизнеса – это и есть аспект тесной связи малого бизнеса с социальными процессами, в которых малому бизнесу отводится важнейшая социальная роль: средства жизнеобеспечения населения, спонсора в поддержке социальных инициатив  местного сообщества и т.д.Таким образом, создание модели «идеального состояния» малого бизнеса, включающей все экономические и социальные показатели, является стратегической задачей российского государства и всех уровней власти. Создавая благоприятные условия для развития малого бизнеса, государство укрепляет свои позиции в качестве стабильной, развивающей системы. Однако этот вопрос остается злободневным для российского государства и на современном этапе, и его решение связано непосредственно с управлением малым бизнесом в целом и управлением его развития (достижения его успешности и устойчивости).Для достижения этих целей можно говорить о создании необходимых условий,  что требует, как считают исследователи[16]:-      наличие внешнего управляющего субъекта, которым выступает государство и его представители на различных уровнях власти (региональной и муниципальной);-      наличие субъекта самоуправления (саморегулирования), которыми выступают общественные объединения, ассоциации предпринимателей, повсеместно возникающие в российском обществе;-      разделение ответственности в вопросах управления развитием малого бизнеса между государством и обществом, формирование социально - ответственной позиции бизнеса.Таким образом, малый бизнес как социально-экономическая система включает социальные и экономические показатели, по которым можно наблюдать  его изменения: рабочие места, занятость населения, получаемая прибыль от деятельности.
Узнать стоимость

Без плагиата, грамотно и в срок!

отправить заявку
Работает на: Amiro CMS