Компания Отличник.ру

Телефон: +7(831) 2-911-555
 Адрес офиса: г. Нижний Новгород,
 пр. Гагарина, 50, корпус 15,
4 подъезд, офис 234
Остановка "Дворец Спорта"

 
электронная почта:
 график работы офиса: с понедельника
 по пятницу с 10-00 до 19-00

СОТРУДНИЧЕСТВО ЮНЕСКО И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ


СОТРУДНИЧЕСТВО ЮНЕСКО И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Введение
 Актуальность, выбор темы, цели и задачи настоящего дипломного исследования будут обусловлены следующими положениями. Период после последней февральской 1998 г. сессии общего собрания Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО можно охарактеризовать как этап активного поиска новых возможностей более широкого вовлечения России в международное интеллектуальное сотрудничество с использованием потенциала ЮНЕСКО. Крайне плодотворным в этом плане был состоявшийся в феврале 1998 г. визит Гендиректора ЮНЕСКО Ф. Майора в Россию, в ходе которого был подписан ряд полезных для нас соглашений практически по всем направления деятельности ЮНЕСКО. Одновременно с визитом Комиссией с успехом была проведена крупномасштабная акция под общим названием "Дни ЮНЕСКО в России" (около 120 мероприятий по России), которая имеет свое продолжение: в декабре 1998 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО прошли "Дни Москвы в ЮНЕСКО", посвященные 850-летию столицы. В мае, в связи с перестановками в Правительстве, был назначен новый Председатель Комиссии – В. Е. Фортов. И наконец, в августе состоялось заседание Президиума КЮН, в ходе которого были приняты решения по самому, пожалуй, жгучему вопросу – как нам навести порядок в собственном доме. Дипломная работа об эффективности сотрудничества России с ЮНЕСКО будет посвящена вопросам о необходимости повышения качества работы с российскими партнерами ЮНЕСКО, их более активного привлечения к процессу сотрудничества, о необходимости изыскания новых форм и методов представления интересов России в ЮНЕСКО. Разумеется, эффективность сотрудничества с ЮНЕСКО нельзя с бухгалтерской точностью до копейки измерить в рублях или долларах, поскольку невозможно подсчитать в денежном измерении, что дают нам, скажем, международные контакты ученых, доступ специалистов к научно-технической информации. Тем не менее, по оценкам специалистов из различных министерств и ведомств, совокупная отдача от нашего участия в ЮНЕСКО и ее органах дает России ежегодно как в материальном, так и в информационном измерении под сотню миллионов долларов отдачи на 16 млн. долларов взносов в бюджет организации. Например, участие в Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО дает России объем информации, стоимость которого специалисты Росгидромета. Министерства рыбного хозяйства, Минобороны, картографы, геологи, геодезисты оценивают в десятки миллионов долларов, но и это далеко не полностью отражает всю пользу нашего сотрудничества по данному направлению. Россия, как известно, занимает в ЮНЕСКО особое место, будучи одновременно и крупным плательщиком в бюджет Организации, и страной, которая сама остро нуждается в средствах на поддержку отечественного образования, науки и культуры. Поэтому для РФ вопрос об эффективности участия в ЮНЕСКО, о повышении практической отдачи от него особенно актуален. Сегодня российской науке, образованию, культуре нужна материальная поддержка. Но это существенно иная поддержка, чем та, в которой нуждаются, скажем, многие развивающиеся страны. Речь идет не столько о прямой финансовой помощи – ее и бессмысленно ждать от Организации, в которой 186 государств-членов и всего четверть миллиарда долларов годового бюджета, – сколько о возможности для российских образовательных, научных центров и отдельных специалистов участвовать в международных проектах сотрудничества, особенно таких, которые дают возможность использовать отечественные наработки в области высоких технологий. Участие российских экспертов в различных специализированных органах и программах ЮНЕСКО позволяет не только получать ценную научно-практическую информацию и перенимать опыт других стран, но и самим влиять на формирование международной стратегии в области образования, науки, культуры и информации, на решение актуальных проблем глобального характера. Использование каналов ЮНЕСКО дает определенные возможности для формирования положительного образа России в мире и укрепления международных позиций страны через демонстрацию ее достижений в областях компетенции ЮНЕСКО. Сотрудничество с ЮНЕСКО может более активно использоваться и для решения некоторых внутриполитических задач утверждения демократии, формирования правового государства, профилактики этнических и социальных конфликтов. По существу речь идет о формировании широкого общественного движения, на базе нравственных идеалов ЮНЕСКО, таких как терпимость, взаимное уважение, диалог культур и т. д. При этом важное значение имеет традиционно высокий авторитет и идеологически нейтральный образ ЮНЕСКО в нашей стране, дающий возможность обеспечения поддержки проектов Организации в России со стороны самых различных политических сил страны. Наконец, имеет значение прямая финансовая поддержка и техническое содействие ЮНЕСКО для целого ряда российских научных, образовательных и культурных учреждений, переживающих трудности переходного периода. Развитие сотрудничества российских организаций с ЮНЕСКО в самой приоритетной области ее деятельности – образовании – предоставляет возможность более полно использовать мировой опыт для реформирования отечественной школы, а также распространения ее собственных достижений. Это касается как формального так и неформального образования, а также образования учащихся с особыми потребностями. Несомненный интерес представляют наработки ЮНЕСКО по линии ее специализированных учреждений, в т. ч. по таким актуальным аспектам, как образование взрослых (Гамбургский институт), воспитание гражданственности (МБП в Женеве) и др. Актуальное звучание приобретает участие российских организаций в программах ЮНЕСКО по обучению детей беженцев и переселенных лиц, по превентивной работе с беспризорниками. Далеко не безразличны РФ и настойчивость ЮНЕСКО в вопросах ликвидации неграмотности особенно с учетом того, что с развитием новых информационных технологий это понятие обретает новые измерения. В условиях сохраняющегося вакуума клубной и культурно-массовой работы среди учащейся молодежи полезным представляется создание в РФ сети ассоциированных школ ЮНЕСКО. В последнее время Секретариату Комиссии в результате настойчивых усилий удалось создать в России ряд специализированных международных кафедр ЮНЕСКО и сетей межуниверситетского сотрудничества УНИТВНН (сегодня таких кафедр насчитывается уже 17, значительно расширилась их география: Новосибирск, Барнаул, Нижний Новгород, Владикавказ и др.). Теперь серьезно стоит вопрос о повышении качества их работы. Большие надежды связываются с созданием в Москве Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Однако эта работа еще не закончена. Предполагается, что широкое участие российских и международных партнеров в деятельности этой новой международной структуры облегчит доступ к новейшим научным достижениям в целях их эффективного использования в совершенствовании отечественных образовательных систем, обеспечит немалую экономическую отдачу. Представляют интерес международно-правовые наработки ЮНЕСКО (конвенции, рекомендации) по внедрению современных международных стандартов в отечественные системы обучения. В то же время потенциал ЮНЕСКО используется далеко не полностью. В последнее время сократилось участие российских представителей в международных форумах ЮНЕСКО (например, на последней конференции по образованию взрослых с участием 2000 делегатов не было ни одного официального российского представителя, хотя приглашения были получены заблаговременно). Уменьшается количество работ российских авторов в научных исследованиях и изданиях ЮНЕСКО. Слабо используются научные наработки ЮНЕСКО, например содержательный Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века. Огромных научный потенциал России и его нынешние острые проблемы определяют роль сотрудничества с ЮНЕСКО в области фундаментальных и инженерных наук. Среди наиболее значимых для нас проектов программной области "Наука на службе развития" следует отметить Соглашение о сотрудничестве между ЮНЕСКО и Российской Академией наук. Ныне осуществляется уже четвертая фаза этого соглашения, предусматривающая предоставление стипендий РАН, обеспечение литературой научных библиотек, повышение квалификации кадров в области управления наукой, а также содействие в издании международного "Журнала журналов". Только по этой линии сотрудничества вклад ЮНЕСКО составляет 600 тыс. долл. Важным вкладом является моральная и материальная поддержка ЮНЕСКО международным мероприятиям, связанным с юбилеями различных деятелей или событий отечественной науки (таких, например, как акад. Н. Н. Семенова, акад. В. А. Фока или предстоящее празднование 250-летия российской химической науки). Полезным является участие России в межправительственных программах по естественным и прикладным наукам. Программа "Человек и биосфера" (МАБ) позволила включить 18 крупнейших заповедников России в мировую сеть. Через участие в этой Программе РАН, Минприроды и Госкомэкологии получают возможность пользоваться уникальным банком научно-исследовательских данных из 308 биосферных заповедников мира. Межправительственная океанографическая комиссия (МОК) традиционно осуществляет высокоэффективную деятельность с участием российских исследователей. Глобальное картирование Мирового океана позволяет в порядке обмена предоставлять иностранным партнерам и получать от них картографическую информацию в соотношении 1:14, в том числе по районам, закрытым для российских судов. Благополучная в целом картина взаимодействия РФ с ЮНЕСКО в этой области требует, тем не менее, свежего взгляда, выработки нового, системного подхода по формированию с использованием возможностей ЮНЕСКО механизма международной поддержки реформирования российской науки и организации системы научного менеджмента в России. В области социальных наук речь идет в первую очередь о подключении российских ученых к некоторым перспективным международным сравнительным исследованиям, таким как Программа "Управление социальными преобразованиями" (МОСТ), ставшим возможными в условиях прекращения конфронтации и деидеологизации научного сотрудничества в данной сфере. Так, российские исследователи участвуют в проектах по мониторингу этнической напряженности в регионе СНГ и по социальным и экологическим проблемам Заполярья; еще два представленных Россией проекта находятся в стадии рассмотрения и доработки. Довольно значительна социальная составляющая участия ЮНЕСКО в минимизации последствий чернобыльской катастрофы (соответствующая программа, созданная в 1991 году действовала до конца 1997 года). При поддержке Организации и международных спонсоров созданы и функционируют три центра социально-психологической реабилитации населения пострадавших районов. Теперь опыт сотрудничества по чернобыльской проблеме будет использован ЮНЕСКО для создания широкой международной программы по противодействию техногенным и экологическим катастрофам. Хорошие результаты дает сотрудничество с ЮНЕСКО в вопросах воспитания в духе прав человека, демократии и мира. Интерес здесь представляет одно из базовых направлений сотрудничества в рамках новой программы ЮНЕСКО "На пути к культуре мира" через профилактику этнических, религиозных и других конфликтов, а также через смягчение их последствий в областях компетенции ЮНЕСКО. [Education et culture de la paix: selection bibliographique mondiale. Shapour Rassekh. ISBN: 92-3-285001-X (1996, F)] Выступающая в последнее время на передовой план этическая миссия Организации во многих отношениях является катализатором ряда инициатив в области разработки основ этики научных знаний (прежде всего биоэтики), философии толерантности, нравственной солидарности человечества. Проведенные в 1995-97 гг. в РФ несколько конференций в рамках "Года ООН. посвященного толерантности", во многом способствовали утверждению этого нравственного приоритета в общественном сознании и в научной деятельности. Особую актуальность приобретает взаимодействие с ЮНЕСКО в работе с молодежью. Перспективной с точки зрения получения поддержки от ЮНЕСКО является деятельность российских организаций по трудоустройству городской молодежи и профилактической работе с ней. Она органично вписывается в программу ЮНЕСКО "Дети улицы" и может внести весомый вклад в решение задач федеральной программы, связанной со снижением уровня преступности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде. Не менее важными для РФ являются программы в интересах женщин. [Вклад женщин в культуру мира. Заявление (Четвертая Всемирная конференция Организации Объединенных Наций по положению женщин) (1995 г., А, Ф, И, Ар, РиК). 152 EX/50 Annex – page 5.] Особого внимания заслуживают возможности, связанные с улучшением положения женщин-беженок, ЮНЕСКО здесь может содействовать мобилизации донорской поддержки. Перспективным было бы и привлечение к работе с ЮНЕСКО организации "Солдатские матери" как добровольного объединения, вносящего существенный вклад в миротворческую деятельность, гуманизацию армейской службы, работу с конфессиями и объективно выступающего в качестве пропагандиста "культуры мира". [Декларация принципов и Программа действий в продолжение мероприятий Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости (1995 г.. А, Ф, И, Ар, Р и К).] Важнейшими объектами культурного сотрудничества с ЮНЕСКО в последние пять лет являются проекты реконструкции Большого театра и Музея Эрмитаж. В ходе поэтапного осуществления проектов не только используются посреднические услуги Организации в мобилизации источников внебюджетного финансирования, но и непосредственно привлекаются высококвалифицированные эксперты и консультанты, направляемые Организацией. Примером плодотворного сотрудничества в укреплении и расширении роли музеев стало создание по решению Организации в Москве Регионального документационно-информационного центра Международного совета музеев (ИКОМ). Проводимая в стране работа по сохранению и возрождению культурного и природного наследия в значительной мере опирается на соответствующие нормативные акты ЮНЕСКО, в частности, Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия и Конвенцию о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. Действующий под управлением ЮНЕСКО механизм реституции таких ценностей в страны их происхождения может быть активно использован для возвращения в Россию культурных ценностей из других стран. В настоящем дипломном исследовании следует отметить международные проекты ЮНЕСКО, в рамках которых оказывается материальная поддержка: это сохранение фольклорных памятников, музыкальные фестивали, развитие уличных театров, осуществляемые в рамках Всемирного десятилетия развития культуры (1988-97 гг.) такие крупные программы как "Шелковый путь" и "Новые имена". Взаимодействие России и ЮНЕСКО в области коммуникации и информации позволяет оперативно реагировать на факты дискриминации российских журналистов, подключать международную общественность к решению проблем сохранения плюрализма и независимости печатной и электронной прессы России и СНГ, активно участвовать в международных информационных проектах. Соглашение между ЮНЕСКО и РГРК "Голос России" о подготовке радиопрограмм ЮНЕСКО расширяет возможности и эффективность российского вещания на зарубежные страны в целом. Соглашение между ЮНЕСКО и МТК "Мир" в области телевидения содействует сохранению влияния российской школы тележурналистики в странах СНГ. Значительным потенциалом для сохранения российских позиций в развивающихся странах и странах СНГ обладает Международная программа развития коммуникации (МПРК). Уже сейчас она дает нам возможность активно участвовать в формировании международной политики в области коммуникаций, оказывать содействие укреплению плюрализма и становлению независимых средств информации в этих странах. Программа может послужить своеобразным трамплином для нашего выхода на мировой рынок информационных, познавательных и развлекательных программ. Общая программа по информации (ОНИ) позволяет сохранять присутствие России в лидирующей группе государств, определяющих уровень и направления использования новейших информационных технологий, участвовать в решении этических и правовых проблем мирового информационного пространства. Возможности ЮНЕСКО используются в разработке и осуществлении проекта модернизации Российской государственной библиотеки. Благодаря авторитету Организации к проекту на безвозмездной основе привлекаются видные специалисты из крупнейших библиотек США, Англии, Франции, Германии, а также КЕС. ЮНЕСКО способствовала достижению договоренности с правительством Франции об использовании части кредитной линии (в размере 10 млн. долл.) для финансирования работ по капитальному ремонту зданий библиотеки. Осуществляется плодотворное сотрудничество с ЮНЕСКО по проекту создания компьютеризированной сети крупнейших библиотек России и других стран СНГ и Центральной и Восточной Европы, по проекту создания на базе музеев Кремля и РосИКОМа музейного "интернет"-центра, а также по Программе "Память мира", в рамках которой осуществляется проект "Память России", заключающийся в переводе на электронные носители наиболее ценных исторических документов. Межправительственная программа по информатике (МПИ) позволяет заинтересованным российским организациям участвовать в определении основных направлений развития новейших информационных технологий, в частности путем участия в региональной компьютерной сети для стран ЦВЕ с помощью единой спутниковой системы (РИНЕЕ). Приведенный выше краткий, далеко не полный, обзор анализируемых в дипломной работе сфер российского сотрудничества с ЮНЕСКО позволяет говорить о достаточно высоком его уровне. [Guidelines for Curriculum and Textbook Development in International Education UNESCO/International Education (1994, E, F, S)] Дальнейшее наращивание результативности этого взаимодействия с ЮНЕСКО связано, во-первых, с повышением реальной заинтересованности у российских партнеров в ее возможностях и, во-вторых, с поисками новых точек соприкосновения интересов России и отдельных групп стран по конкретных проектам и программам. [Суверенный гражданин. Обучение демократии. Филипп Ожье. ЮНЕСКО. (1994 г., А, Ф, И, Ар и Р)] При этом принципиально важным для РФ является вопрос повышения эффективности самой ЮНЕСКО, которая нуждается в реформировании, как и вся система ООН. Деятельность Организации должна быть в большей мере ориентирована на решение глобальных проблем, требующих объединения интеллекта и практических усилий всего человечества. Глава 1. "Роль ЮНЕСКО в мире и состояние сотрудничества РФ и ЮНЕСКО в последние годы по основным направлениям" 1.1. Усиление роли ЮНЕСКО в мировых культурных и политических процессах. Истоки ЮНЕСКО восходят еще к 1942 году, когда Англия предложила созвать международную конференцию по сотрудничеству в области образования, имея, в частности, в виду содействовать преодолению огромного ущерба, нанесенного второй мировой войной делу образования и просвещения. Со временем эту идею активно поддержали США. Но они стремились к созданию лишь некоего восстановительного фонда" за счет частных вкладов и пожертвований. Само собой разумелось, что главным его " донором" будут американские монополии, а фонд станет для них еще одним каналом американского влияния в послевоенном мире – чем-то вроде "плана Маршалла" в духовной сфере. Однако жизнь внесла в эти планы свои коррективы. Определяющее значение в создании ЮНЕСКО как организации не частноблаготворительного, а межгосударственного сотрудничества на принципах, общих для всей системы ООН, имели решения руководителей антигитлеровской коалиции, итоги конференций в Думбартон-Оксе и в Сан-Франциско. Они во многом сформулировали цели и задачи новой Организации, содержание ее Устава, который был принят на Учредительной конференции ЮНЕСКО в Лондоне, состоявшейся с 1 по 16 ноября 1945 г. при участии 44 государств. Устав вступил в силу 4 ноября 1946 г. после его ратификации первыми 20 государствами. Этот день и стал официальной датой рождения ЮНЕСКО. ЮНЕСКО является специализированным учреждением ООН (Генеральная конференция ЮНЕСКО и Генеральная Ассамблея ООН утвердили, соответственно, 6 и 14 декабря 1946 г. соглашения по этому поводу). Таким образом, с декабря 1946 года ЮНЕСКО стала неотъемлемой частью системы ООН, одним из крупных и важных ее компонентов, связанных с ней общностью идеалов и целей, объединивших народы в годы второй мировой войны в их борьбе против гитлеровского фашизма и японского милитаризма, а после войны – в их общем стремлении предотвратить новую мировую войну, сохранить мир на Земле, обеспечить широкое и плодотворное международное сотрудничество на благо всего человечества. Эти идеалы и цели получили свое отражение и закрепление и в Уставе ЮНЕСКО. Преамбула этого документа начинается знаменательными словами: "Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира". Исходя из этого, в Уставе подчеркивается, что ЮНЕСКО создается "с целью постепенного достижения путем сотрудничества народов всего мира в области образования, науки и культуры международного мира и всеобщего благосостояния человечества". Статья 1 Устава гласит: "Организация ставит себе задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры, в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии". Пункт 2д этой статьи предусматривает, что всей своей деятельностью ЮНЕСКО... способствует сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех средств информации". Эти главные задачи Организации принято называть уставными целями и обязанностями. В первые годы ее существования, когда еще были свежи в памяти людей ужасы второй мировой войны, данные уставные функции ЮНЕСКО не подвергались сомнению даже в правительственных кругах Запада. Характерно, например, такое высказывание в официальной речи американского делегата Мак Лейша на 2-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО в 1947 году: "ЮНЕСКО была создана не для прогресса в области образования, науки и культуры, а для их использования в целях мира". [(док. 23 C/INF. 26/Prov., р. 28).] Глава американской делегации на 7-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО Саржант говорил в 1952 году: "Деятельность ЮНЕСКО дополняет деятельность ООН тем, что она расширяет мировые ресурсы в областях образования, культуры и науки, помогает народам земного шара лучше понять подлинные элементы прочного мира. Ибо, если народы не поймут достаточно четко существующих мировых проблем.., они не увидят, каким образом они могут содействовать установлению мира". Однако на практике эти верные в своей основе слова весьма редко отвечали действительному положению дел в ЮНЕСКО конца 40-х – первой половины 50-х годов. Это был период, когда в Организацию входили главным образом капиталистические страны или находившиеся в политической и экономической зависимости от них государства Азии, Африки и Латинской Америки. Пользуясь этим, США и их союзники по НАТО фактически игнорировали в практической деятельности ЮНЕСКО ее уставные цели и задачи. Они стремились использовать ее в качестве простого агентства по оказанию небольшой по масштабам, но широко рекламируемой помощи почти благотворительного порядка тем странам, которые вполне удовлетворялись мелкими подачками и были готовы идти на поводу у своих западных партнеров. В те годы США активно использовали ЮНЕСКО как инструмент своей политической и идеологической экспансии, о чем свидетельствовали как многие факты той поры, так и нередкие откровения американской печати примерно такого плана: "…ЮНЕСКО предоставляет США возможность осуществлять лидерство... ЮНЕСКО может быть мощным голосом, выражающим и наши концепции, и наши идеалы". И это были не просто слова. На протяжении ряда лет США навязывали ЮНЕСКО и государствам – членам этой Организации свое руководство, свою концепцию ее деятельности. Так, в 1951 году они вынудили Организацию занять позицию поддержки американской агрессии в Корее (в знак протеста против этого Венгрия, Польша и Чехословакия временно покинули ЮНЕСКО) и вплоть до 1971 года препятствовали восстановлению прав КНР на законное представительство Китая в ЮНЕСКО. Пытаясь распоряжаться в ЮНЕСКО по своему усмотрению, американцы в годы разгула маккартизма потребовали и от нее соучастия в "охоте на ведьм", угрожая приостановкой выплаты своих взносов в бюджет Организации. Суть подобных мер, их ближайшая цель, отмечалось в еженедельнике "Нью стейтсмен" от 20 июня 1953 г.. – .. избавиться от американских граждан, которые могут не понравиться инквизиторам из конгресса, но более широкая задача – запугать, выдрессировать и вычистить всю организацию... Когда им что-нибудь не удается, они готовы умертвить то, что не могут полностью контролировать". Этот вывод вполне можно отнести и к действиям рейгановской (тоже республиканской) администрации в отношении ЮНЕСКО, но уже в 80-е годы. Показателен и тот факт, что в 1954 году США предложили внести в ст. 5 Устава ЮНЕСКО поправку, в силу которой члены Исполнительного совета Организации, назначаемые государствами-членами и избираемые в Совет Генеральной конференцией, впредь представляли бы правительства своих стран, а не выступали бы, как это было прежде, только в личном качестве. Эта поправка была принята. Проводя свою жесткую политическую линию в Организации, США в то же время упорно представляли дело так, будто бы они всегда и во всем выступали против "политизации" ЮНЕСКО. Этот же тезис о неполитическом якобы характере Организации пропагандировали в своих политических целях представители Других западных государств, и прежде всего стран – членов НАТО. Разговоры о "деполитизации", "деидеологизации" ЮНЕСКО нужны были Западу для маскировки его тогдашнего практически безраздельного господства в Организации, для использования ее мероприятий в целях отвлечения внимания интеллигенции западных и колониальных стран от коренных проблем эпохи, без решения которых (например, проблемы освобождения от колониализма) не могли быть решены и задачи прогресса в сферах компетенции ЮНЕСКО. Однако развитие событий на мировой арене, и прежде всего образование мировой системы социализма, успехи национально-освободительной борьбы, приведшие к краху колониальной системы империализма, обострение противоречий в рамках самой мировой системы капитализма – все это не могло не сказаться на ЮНЕСКО, на ее составе и деятельности. Важное значение имело в этом плане вступление в ЮНЕСКО Советского Союза. Ко времени вступления СССР (21 апреля 1954 г.), а также УССР и БССР (12 мая 1954 г.) ЮНЕСКО насчитывала в своем составе 68 государств. С первых дней участия в Организации Советское государство повело решительную борьбу за то, чтобы ее деятельность была нацелена на решение прежде всего уставных задач ЮНЕСКО и чтобы на такой основе она строила всю свою практическую работу. Вступление СССР в ЮНЕСКО уже само по себе меняло расстановку сил в Организации, делало ее более авторитетной, позволяло ей качественно перестраиваться. Это вынуждены были признавать даже американские официальные лица. Так, бывший заместитель Генерального директора ЮНЕСКО у. Лейвс и постоянный представитель США при ЮНЕСКО Ч. Томсон отмечали в 1957 году: "..Отсутствие СССР среди членов ЮНЕСКО по сравнению с его активным участием в ООН означало, что ЮНЕСКО в значительной степени находилась в положении зрителя.., не удивительно, что государства-члены склонны были рассматривать программу ЮНЕСКО как нечто втopocтeпeннoe". Бывший председатель Исполнительного совета итальянец Дж. Помпеи признавал, что с вступлением СССР великое политическое и культурное течение исторического материализма было мощно представлено в ЮНЕСКО. Последняя вступила в новый важный этап в своем стремлении к универсальности, а идеи, составляющие ее программу, глубоко обогатились". Борьба СССР за поворот Организации лицом к важнейшим проблемам современности означала на практике усиление роли ЮНЕСКО в деле борьбы за мир, за политический и социальный прогресс на Земле, за мирное сосуществование государств двух систем, за ликвидацию колониализма, расизма, апартеида и их последствий, за взаимопонимание и сотрудничество между государствами и народами. Такая ориентация в деятельности ЮНЕСКО получила свое дальнейшее развитие в связи с крушением колониальной системы, образованием многих десятков молодых независимых государств и их вступлением в Организацию. Так, уже в конце 1962 года состав ЮНЕСКО увеличился до 113 государств-членов, что существенно расширяло возможности для социалистических и освободившихся государств воздействовать на формирование как общего курса Организации, так и ее конкретных планов и программ. Приветствуя приход в ЮНЕСКО освободившихся от колониальной зависимости государств, советская делегация на 11-й сессии Генеральной конференции (Париж, 1960 г.) подчеркивала: "Это выдающееся событие в жизни и деятельности нашей Организации.., оказание эффективной помощи народам, ставшим на путь самостоятельного развития, – священная обязанность ЮНЕСКО". Западные страны пытались противиться перестройке деятельности Организации, но все чаще им приходилось признавать безуспешность их усилий. Уже в 1963 году бывший член Исполнительного совета ЮНЕСКО от США Д. Шустер писал: "Прошло то время, когда можно было слать критические замечания из Вашингтона и ожидать, что они окажут существенное влияние на то, что ЮНЕСКО делает или планирует". Преодоление в 60-х годах монополии Запада на выработку главных направлений деятельности ЮНЕСКО отвечало интересам повышения ее эффективности в выполнении ею своих уставных задач, ее превращения в подлинно универсальную всемирную организацию, в действенный инструмент широкого и равноправного международного сотрудничества, нацеленного на решение коренных проблем современности. В силу этого вклад ЮНЕСКО в послевоенное сотрудничество, и особенно ее деятельность в период разрядки международной напряженности, становился все более заметным и весомым компонентом в поисках решения человечеством назревших глобальных проблем. ЮНЕСКО вступила в 80-е годы как эффективный форум совместных действий государств и народов в интересах развития делового сотрудничества между ними, в интересах прогресса и упрочения мира. О высоком международном авторитете Организации свидетельствовал уже тот факт, что в 1983 году членами ЮНЕСКО являлось 161 государство, в ее деятельности участвовали, имея соответствующий статус, 4 национально-освободительных движения, государство Ватикан, более 500 международных неправительственных организаций, придерживающихся различных политических, идеологических и иного рода воззрений и программ. В мероприятиях ЮНЕСКО деятельно участвуют многие организации и учреждения системы ООН – ПРООН, ЮНИДО, ЮНИСЕФ, ЮНКТАД, ВОЗ, МОТ, ФАО, Университет ООН и др., а также ряд международных межправительственных организаций, таких как СЭВ, ЕЭС, ОАЕ. Сама ЮНЕСКО – деятельная участница регулярных и специальных сессий Генеральной Ассамблеи ООН, она сыграла активную роль в проведении Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, участвовала в разработке ряда его документов, а затем и в проводившихся в рамках реализации его Заключительного акта белградской и мадридской встреч, культурного форума в Будапеште (октябрь – ноябрь 1985 г.). Представители ЮНЕСКО участвуют в работе многих других международных конференций, совещаний и мероприятий международного, регионального и всемирного масштаба. Таким образом, ЮНЕСКО заняла видное место в системе современного международного сотрудничества и стала заметным позитивным фактором процессов разрядки и углубления международного взаимопонимания. Однако именно это обстоятельство стало причиной резкого изменения отношения к ЮНЕСКО со стороны администрации США в начале 80-х годов, поскольку она взяла курс после прихода в Белый дом Р. Рейгана на обострение международной обстановки, на усиление милитаризма и гонки вооружений, на активизацию своих имперских устремлений. Между тем подавляющее большинство государств – членов ЮНЕСКО считали общий курс и практическую деятельность Организации весьма важной для дела мира, для оздоровления международного климата и прогресса цивилизации. На рубеже 70 – 80-х годов они выступили за то, чтобы деятельность Организации в 80-е годы строилась на основе научного анализа мировых проблем и, исходя из необходимости обеспечить действенный вклад ЮНЕСКО в их решение с учетом, разумеется, ее реальных возможностей и сфер компетенции. Именно такой подход был принят по решению 21-й сессии Генеральной конференции (Белград, 1980 г.) за основу разработки проекта второго Среднесрочного плана ЮНЕСКО на 1984 – 1989 годы, одобренного 4-й внеочередной сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО (Париж, 1982 г.). Этот план намечает определенную перестройку деятельности ЮНЕСКО в области образования, науки, культуры и коммуникации, связывая это с решением кардинальных проблем современности. В целом план основывается на необходимости обеспечения мира на Земле, расширения и углубления международного сотрудничества на многосторонней, региональной и всемирной основе. План закрепляет курс ЮНЕСКО на более активное и более конкретное участие как в решении глобальных проблем (борьба за мир и взаимопонимание между народами, за оздоровление международной обстановки, обуздание гонки вооружений и переход к разоружению), так и для социального и экономического прогресса, в том числе и в сфере образования, науки, культуры, коммуникации (проблемы борьбы против расизма, апартеида, защита прав народов, проблемы развития, создания нового международного экономического и информационного порядка и др.). Включение этой проблематики в план вызвало острое противодействие империалистических кругов Запада, которые оказывали на Организацию сильное давление, в том числе и путем организации ряда клеветнических в отношении ЮНЕСКО кампаний. В США весной 1982 года были приняты даже меры законодательного порядка, носившие характер откровенного финансового шантажа в адрес ЮНЕСКО. И все же вопреки нажиму Запада Среднесрочный план ЮНЕСКО был одобрен в конце 1982 года консенсусом, то есть без голосования, поскольку даже выступавшие против многих его важных положений делегации США, Англии, Швейцарии, Израиля и некоторых других западных стран понимали, что в противном случае (если бы они настояли на голосовании) это привело бы к их полной изоляции в рамках Организации. Сам план носит концептуальный характер, то есть он лишь фиксирует стратегию и основные формы деятельности Организации во второй половине 80-х годов. Практическая же работа должна строиться на основе двухлетних программ и бюджетов ЮНЕСКО на 1984-1985 1986-1487 и 1988-1989 годы. Соединенные Штаты и некоторые другие западные страны под предлогом уточнения и конкретизации положений Среднесрочного плана в применении к разрабатываемой программе на 1984-1985 годы встали (начиная с 1983 г.) фактически на путь попыток ревизии плана, резких атак и нападок на ЮНЕСКО и ее руководство, стремясь таким путем добиться под лозунгом "деполитизации" и рационализации деятельности ЮНЕСКО сокращения ее участия в решении глобальных проблем человечества, такого смещения акцентов в программах ЮНЕСКО, при котором абсолютные приоритеты были бы отданы лишь техническим и сугубо утилитарным аспектам развития образования, науки, культуры и коммуникации. Давление на ЮНЕСКО со стороны рейгановской администрации и буржуазной пропаганды нарастало по мере приближения очередной, 22-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (Париж, 1983 г.), основной задачей которой были рассмотрение и утверждение программы и бюджета Организации на 1984 – 1985 годы.

ДАЛЕЕ
  Полный текст работы можно получить по запросу
  Вы можете заказать индивидуальное выполнение работы по этой теме

  Цены Заказать Как оплатить Предупреждаем! Отзывы Карта сайта Материалы Схема проезда  
Copyright © Компания Отличник +7(831) 2-911-555. г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 50, корпус 15, 4 подъезд, офис 234
Остановка транспорта: "Нагорный Дворец Спорта"
Дипломные курсовые работы на заказ
Работает на: Amiro CMS