+7 (920) 253-35-73 Пон-Вос: 9:00-19:00
Почта e-mail:
г. Н. Новгород, пр. Гагарина 50, корпус 15пон-пятн

ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ



ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Введение
Актуальность темы исследования. Возрастание роли и значения таможенного дела и в целом таможенной деятельности как инструмента внешнеэкономической деятельности тесно связанных с внутренней и внешней политикой Российской Федерации объективно обусловливают повышение активной роли таможенных органов, ее системы в осуществлении задач и функций в сфере таможенного дела. Совокупность таможенных органов, учреждений и организаций – это сложный и разветвленный механизм, обеспечивающий решение многообразных, подчас разнородных, но в конечном счете объединенных функциональной общностью, единых и целостных задач. Система таможенных органов и ее отдельные составные части играют видную и одновременно свою специфическую роль в процессе таможенной деятельности. Таким образом, вне активной, целеустремленной и эффективной непосредственной деятельности таможенных органов, организаций, учреждений, их должностных лиц немыслимы, во-первых, успешное осуществление внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Во-вторых, собственно таможенное дело, это задачи, цели и функции: экономические, правоохранительных, фискальные, статистические, в сфере международного сотрудничества в таможенном деле и др. [См. сборник документов к Международному семинару: "Практика таможенного регулирования внешней торговли Беларуси, Украины, России", 17-18-19 ноября 1998 г., г. Минск., стр. 34.] Сказанное подчеркивает актуальность и жизненную необходимость научного анализа и выработки научно-исследовательских и прикладных рекомендаций как по совершенствованию системы таможенных органов в целом, учитывая множественность, разновидность и разнообразие таможенных органов и структур, составных частей, элементов системы таможенных органов. Например, ГТК России – центрального органа и организационно-концептуального штаба таможенной системы России при наличии руководящих и направляющих органов в таможенном деле, в первую очередь,. президента РФ., Федерального Собрания – парламента РФ, Правительства РФ, а также заинтересованных министерств и ведомств – экономики; финансов, налоговой службы, внутренних дел. ФСБ и пограничной службы, юстиции и других. Другой важный момент актуальность темы исследования – это ее недостаточная научная разработанность. К сожалению, как и другие "блоки" таможенного дела, система таможенных органов, ее административно-правовые аспекты требуют глубокой и всесторонней научной разработки. Отдельные публикации по этим вопросам далеко не удовлетворяют насущным подробностям дальнейшего развития таможенного дела и повышения роли и статуса таможенных органов. Такой вывод прямо вытекает из анализа Таможенного кодекса РФ, который действует уже более пяти лет, серьезно устарел и требует принятия нового Кодекса, существенных дополнений и изменений в части, например, организации таможенного дела, системы таможенных органов, статуса ее составных частей. В полной мере такое обобщающее заключение опирается на такой концептуальный политико-правовой документ, каким является программа развития таможенной службы – "Целевую программа развития таможенной службы РФ на 2001 – 2003 годы". утвержденная постановлением Правительства РФ от 1 сентября 1996 года Федеральная целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 годы и на период до 2000 года. Этот документ – правовой нормативный акт содержит основополагающие установки и предписания по большинству наиболее актуальных, обусловленных самой жизнью, практикой проблем и аспектов современного российского таможенного дела и права. Свои особенности имеют региональные таможенные управления, специализированные таможенные посты, акцизные таможенные посты, энергетическая таможня, а также разновидности таможен, требующие всестороннего статусного анализа. Все вышесказанное, а также нарастающие новые задачи и потребности в сфере таможенного дела подчеркивают значительную актуальность избранной автором дипломной работы темы исследования, ее новизну и практическую обусловленность. Степень научной разработанности, темы дипломного исследования Для исследования таможенно-правовой проблематики большое значение имеют труды Б. М. Лазарева, И. Л. Бачило, Б. Н. Габричидзе, В. А. Максимцева, Д. Н. Бахраха, Ю. Г. Кисловского, В. Е. Зобова, А. Н. Козырина, Г. Н. Чмеля, А. С. Круглова, А. Ф. Лисова, В. Г. Храбскова, Б. М. Угарова и других авторов. Ранее, в предшествующий современному периоду этап вопросы таможенно-правовой проблематики анализировались в трудах И. И. Дюмулена, Л. Н. Маркова, К. К. Сандровского, В. К. Скрыпника, а в 20-30-е годы в публикациях А. А. Санталова, Н. Сатарова, К. Лодоженского, В. А. Циммермана, К. М. Кулишера, А. У. Мерзона, С. С. Дмитриева, Н. Н. Шапошникова, А. Потяева, других авторов. Исследования указанных и других авторов обогатили обобщения и выводы о таможенном деле, таможенной системе, об организации таможенного дела, о системе таможенных органов и ее составных частях. Однако, система таможенных органов как единый и целостный феномен, правовой институт, и ее отдельные части пока специально и развернуто не исследовались, что конечно, является существенным. пробелом в науке административного права и в ее подотрасли – в таможенном праве. Поэтому мы рассматриваем исследование проблем системы таможенных органов и ее составных частей в качестве одной из ведущих и стержневых в таможенно-правовой проблематике. Объектом дипломного исследования является проблема системы таможенных органов, статуса и специфики ее составных частей, пути их дальнейшего развития, системообразующие факторы и признаки, соотношение названий системы с общей системой исполнительной власти в Российской Федерации. При этом, естественно, в центре внимания анализа находятся административно-правовые аспекты проблемы. Предметом дипломного исследования являются совокупность таможенных органов, их система, имеющая определенные конституционные основы и в особенности административные аспекты, в частности вопросы о построении данной системы, о функциях, статусе и организационной структуре, компетенции и формах деятельности, о взаимодействии с другими органами государственной (исполнительной) власти, в первую очередь с правоохранительными, а также с экономическими, финансовыми, налоговыми, органами управления государственным имуществом, банковскими и иными структурами. Все эти проблемы аккумулируются в соответствии с положениями и нормами ТКК РФ, Федеральной целевой программы развития таможенной службы на 1996-1997 годы и на период до 2000 года, а также действующего таможенного законодательства и накопленной за последние годы практики. Цели и задачи исследования обусловлены недостаточной научной разработанностью проблем системы таможенных органов и ее составных частей, состоянием анализа и обобщения их практической деятельности, других аспектов этой сложной и многогранной проблемы. В связи с этим формулируются следующие задачи исследования: - выявить и сформулировать понятие "система таможенных органов", показать, что это подсистема более целостной системы, которой является система исполнительной власти в Российской Федерации, тем более, что высказывается мысль о наличии по существу: а) системы таможенной службы; б) системы таможенных органов. В систему п. "а", т. е. собственно таможенной службы при таком подходе входят: 1. Таможенные органы Российской Федерации, непосредственно осуществляющие функции таможенной службы; 2. Организации таможенной службы, которые создаются таможенными органами для обеспечения своей деятельности. Систему таможенных органов составляют: Государственный таможенный комитет Российской Федерации; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты. Имеются и другие, спорные, на наш взгляд, подходы к проблеме понятия и содержания системы таможенных органов Российской Федерации. определить специфику, функциональные и организационные особенности системы таможенных органов; - выявить и проанализировать системообразующие факторы и признаки, характерные для совокупности таможенных органов как определенной системы; - исследовать правовые основы системы таможенных органов, определяемые в ТК РФ в Федеральной целевой программе развития таможенной службы на 1996-1997 годы и на период до 2000 года, и в других нормативных правовых актах по таможенному делу; - выявить и проанализировать специфику разновидностей таможни, таможенных постов; Центральный акцизный таможни; специализированных таможенных постов по оформлению ввоза на территорию Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней; статус энергетической таможни Российской Федерации; - обобщить (частично) практику функционирования таможенных органов в различных регионах Российской Федерации; - проанализировать задачи, функции и в целом компетенцию таможен по основным направлениям их деятельности в областях: соблюдения и обеспечения законодательства РФ в сфере таможенного дела в подведомственном регионе; таможенного оформления и таможенного контроля; в таможенно-тарифной и фискальной деятельности; в правоохранительной сфере; в области статистики и других; - сформулировать предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию компетенции таможенных органов, в частности конкретные предложения по внесению изменений и дополнений в этом направлении в Таможенных кодекс Российской Федерации; - проанализировать и наметить пути реализации предписаний Федеральной целевой программы развития таможенной службы. Научная новизна и основные положения, выносимые на защиту дипломной работы. К ним относятся обладающие определенной степенью новизны, либо содержащие практические рекомендации и предложения выводы и обобщения, содержащиеся в дипломной работе: - о системе таможенных органов как определенной и специфической подсистеме более широкой и целостной системы, которой согласно ст. 77 ч. 3 Конституции РФ является в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ совокупность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, образующая единую систему исполнительной власти в Российской Федерации; - положение о системообразующих факторах, признаках, таких в частности, как функциональная общность, иерархическая соподчиненность таможенных органов, звеньев, и структур; принцип единства системы таможенных органов; федеративные и региональные начала как систематизирующие факторы и признаки; отнесение таможенного регулирования к исключительному ведению (компетенции) Российской Федерации (ст. 71, п. "ж"); инфраструктурные факторы: взаимодействие между таможенными органами, между ними, федеральной и региональной властями в создании и обеспечении оптимальной и эффективной таможенной инфраструктуры; - проблемы жилищной, социальной, пенсионной системы, прохождения службы в таможенных органах и кадрового обеспечения таможенных органов, организаций и учреждений; охрана и социальная защищенность сотрудников таможенных органов и учреждений и членов их семей; сотрудничество таможенных служб РФ и стран СНГ с таможенными службами и структурами дальнего зарубежья в сфере таможенного дела: ГАТТ, ВТО, СТС и рядом других: разветвленная сеть двухсторонних соглашений и иных актов в сфере таможенного дела. Вышеприведенные и другие факторы, признаки и элементы сообщают совокупности (системе) российских таможенных органов черты, свойства и особенности системности, целостности, глубокого и перспективного взаимодействия составляющих ее частей: - о разновидности таможен, месте, роли и значении каждой из составных частей системы таможенных органов в непосредственном осуществлении таможенного дела; - об укреплении и развитии взаимодействия таможенных органов с иными государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Структура дипломной работы: Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. "Структура и задачи таможенных органов". 1.1. Современная структура таможенных органов РФ". Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней политики государства и напрямую связана с выполнением важнейших социально-экономических и внешнеполитических программ и планов. Для осуществления комплекса таможенных мероприятий в каждом государстве создаются таможенные органы. В систему таможенных органов РФ входят: 1. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ), возглавляемый Председателем. Председатель ГТК имеет 6 заместителей, которые курируют основные управления комитета. Всего в этой структуре содержится 450 человек. 2. ГТК со своими управлениями руководит деятельностью 13 региональных таможенных управлений: [См. "Указ от 13 мая 2000 г. № 849" и "Указ от 17 мая 2000 г. № 867".] - Дальневосточное (Магадан), - Восточно-Сибирское (Иркутск), - Западно-Сибирское (Новосибирск), - Уральское (Екатеринбург), - Поволжское (Нижний Новгород), - Западное (Москва), - Московское (Москва), - Северо-Западное (Санкт-Петербург), - Калининградское (Калининград), - Северо-Кавказское (Ростов-на-Дону), - Дагестанское, - Татарское, - Башкирское. 3. В рамках двенадцати региональных таможенных управлений действуют 128 таможен и 4.415 таможенных постов. Элементы системы таможенных органов тоже имеют свою структуру. Как уже было сказано, руководит деятельностью ГТК РФ Председатель. Он назначается на должность и освобождается от занимаемой должности президентом РФ. Председатель ГТК осуществляет общее руководство системой таможенных органов и распределяет обязанности между своими заместителями. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя ГТК относится н компетенции Правительства РФ. [Российское таможенное право. Учебник для вузов/Рук. автор, кол. и ответ, ред. Габричидзе Б. А. – М.: ИНФРП М-НОРМА, 1997., стр. 165.] Наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях Коллегии ГТК. Председатель ГТК возглавляет работу Коллегии, а в ее состав входят заместители Председателя и некоторые другие руководящие работники таможенной службы. Решения, принимаемые на заседаниях Коллегии и оформленные приказом Председателя ГТК, обязательны для всех таможенных органов. В случае разногласий между Председателем ГТК и Коллегией, Председатель проводит в жизнь свое решение, проинформировав о возникших разногласиях Правительство РФ. Основной объем работы (сбор и анализ информации, подготовка проектов управленческих решений, руководство деятельностью структурных подразделений местных таможенных органов и др.) ложится не отделы и управления ГТК. Отделы и управления обеспечивают процесс принятия решений на уровне центрального органа таможенной службы, а также практическую реализацию этих решений на местах, выступая в качестве каналов связи и взаимодействия между руководством ГТК и местными таможенными органами. Отделы и управления ГТК в рамках своей компетенции вправе самостоятельно решать некоторые вопросы таможенного дела и определять конкретное содержание деятельности территориальных таможенных органов. Деятельность каждого отдела или управления сосредоточена на осуществлении одной или нескольких конкретных функций. Таможенно-тарифное управление обеспечивает подготовку предложений по тарифному регулированию, введению этих мер в действие, а также контролирует исполнение разработанных мероприятий. В состав этого управления входят три отдела. Отдел таможенно-тарифного регулирования участвует в разработке правовых актов по таможенному обложению. Отдел номенклатуры занимается проблемами внедрения "Гармонизированной системы описания и кодирования товаров", а также контролирует номенклатурный перечень товаров, попадающих под действие нетарифных ограничений (квотирования, лицензирования и др.). Отдел экономических таможенных режимов разрабатывает проекты нормативных актов, регулирующих порядок использования экономических таможенных режимов (таможенный склад, свободная таможенная зона, переработка товаров под таможенным контролем и др. Управление федеральных таможенных доходов руководит деятельностью региональных таможенных управлений и таможен по обеспечению полной и своевременной уплаты таможенных платежей. Управление разрабатывает технологию взимания таможенных пошлин и сборов, контролирует процесс декларирования товаров, деятельность фирм и предприятий, расположенных в свободных экономических зонах, следит за поступлением таможенных платежей от экспорта. Отдел валютного контроля руководит деятельностью подчиненных ему отделов валютного контроля в таможенных органах на местах. В отделе осуществляется контроль за содержанием валютных пунктов грузовой таможенной декларации, проверка контрактных и платежных документов, собирается информация о случаях нарушения валютного законодательства. [Павлов К. В. Межрегиональные социально-экономические отношения. – Ижевск.: Удм. ГУ, 1999., стр. 93.] Управление организации таможенного контроля планирует работу таможенных органов по осуществлению таможенного контроля и организует в этих целях необходимое взаимодействие с пограничными войсками, санитарно-карантинными, ветеринарными и другими государственными органами. В управлении разрабатываются рекомендации относительно сети зон таможенного контроля, перечня документов и сведений, необходимых для таможенного контроля, рассматриваются жалобы на действия таможенных служащих. В состав управления входят три отдела: создания и развития таможенной инфраструктуры; организации таможенного контроля в неторговом обороте; контроля за грузами в торговом обороте. [Ершов А. Д. Основы управления и организация в таможенном деле: учебное пособие. – СПб.: СПб ИВЭСЭП, СПб филиал РТА, О-во "Знание", 1999., стр. 91.] Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил организует мероприятия по борьбе с контрабандой, нарушения ми таможенных правил и налогового законодательства. В структуру этого управления входят такие отделы как: отдел организации борьбы с таможенными нарушениями в торговом обороте и в неторговом обороте; отдел по борьбе с контрабандой наркотиков; отдел контроля за соблюдением законности в производстве по делам о нарушения: таможенных правил; отдел организации дознания по делам о контрабанде, а также информационно-аналитическая группа. Правовое управление дает заключения по проектам законов и подзаконных актов в части, касающейся таможенного дела, по запросам министерств и ведомств, по поступающим заявлениям и жалобам. Важное направление деятельности Правового управления – контроль за соответствием нормативных актов ГТК (приказов, инструкции, указаний) предписаниям действующего законодательства, а также систематизация и кодификация актов по таможенному делу. Управление внешних связей организует межгосударственное сотрудничество в таможенной сфере со странами ближнего и дальнего зарубежья. В 1994 году в структуре ГТК появился Отдел собственной безопасности. К его основным задачам отнесены предупреждение, выявление и пресечение фантов коррупции, других должностных преступлений и проступков в российских таможенных органах. Сотрудники отдела проводят служебные расследования по фактам должностных преступлений и проступков, совершенных таможенными служащими. Кроме этого существуют: Управление таможенной статистики и анализа, Техническое управление, Управление кадров и учебных заведений, Финансовое управление, Управление капитального строительства и эксплуатации таможенных объектов. Управление материально-технического снабжения, Управление социального развития, Отдел по связям со средствами массовой информации и общественностью. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты является территориальными органами таможенной системы, они действуют в территориальных пределах, установленных ГТК. До 1991 г. в системе таможенных органов отсутствовало такое звено как региональные таможенные управления. Огромные размеры таможенной территории России породили необходимость установления промежуточного звена между центральным органом таможенного управления и таможнями на местах. Руководить местными таможнями из одного центра в российских масштабах невозможно. Сейчас территория РФ поделена на таможенные округа, в границах которых региональные управления руководят и координируют деятельность таможенных органов на местах. Управления создаются и реорганизуются на основании приказов Председателя ГТК. Границы таможенных регионов могут не совпадать с границами субъектов федерации и административно-территориальных единиц. Региональные таможенные управления в случаях, не терпящих отлагательств, решают собственной властью вопросы, возникающие при применении таможнями разнообразных инструкций, правил, распоряжений. Большими полномочиями региональные управления обладают в сфере кадровой политики. Поскольку число сотрудников таможенной; службы постоянно растет (планируется увеличение с 40 до 60-65 тысяч человек), требуется первоначальная подготовка, постоянно действующее обучение и повышение квалификации таможенников. Региональные таможенные управления организуют зональные учебные курсы по повышению квалификации и переподготовке работников в рамках своего управления. Сотрудники управления читают для работников таможен и таможенных постов лекции по таможенному делу, правовым и экономическим вопросам. Отдельные подразделения таможен в течение одного года меняют свой штатный состав на 30%, что далеко не лучшим образом сказывается на работе таможенных органов. Поэтому отбор кадров – важнейший и актуальнейший вопрос для сегодняшней таможни. ГТК распределяет бюджетные ассигнования по таможенным округам. В первую очередь, региональные управления финансируют каждый таможенный орган, расположенный в его зоне. Дальнейшее развитие правового регулирования деятельности региональных таможенных управлений должно быть направлено на более четкое разграничение функций ГТК и регионального управления и устранение дублирования в таможенном управлении. ГТК регулирует статус региональных управлений путем утверждения Положения о региональном таможенном управлении. Для реализации основных задач (скоординированного развития внешнеэкономической деятельности и активизации внешнеторговых связей предприятий и организаций) региональные управления наделяются такими правами как: - право требовать от организаций и граждан предоставления документов и предметов, необходимых для осуществления таможенного контроля; - проводить контрольно-ревизионное инспектирование местных таможенных органов; - рассматривать в порядке надзора дела о нарушениях таможенных правил; - отменять или изменять постановления по этим делам, выносимые таможнями региона; - издавать в пределах своей компетенции приказы и распоряжения; - вносить в ГТК предложения по совершенствованию таможенного контроля. В структуру регионального управления входят отделы и группы, которые осуществляют на территории таможенного региона деятельность по тем же направлениям, что и отделы и управления ГТК. Непосредственный таможенный контроль, предотвращение контрабанды, сбор необходимых статистических данных и некоторые другие функции возложены на таможни и таможенные посты. В работе Козырина А. Н. "Таможенное право России" [Козырин А. Н. Таможенное право России. М.: фирма "Спартак", 1995. С. 105.] говорится, что "таможенные посты не являются самостоятельным звеном системы таможенных органов, не имеют статуса юридического лица; таможенный пост представляет собой структурный элемент таможни, территориально удаленный от администрации таможни; таможенный пост находится на территории, попадающей под юрисдикцию таможни, которой подчиняется данный пост". На данный момент это не совсем так. Например, в 1994-95 гг. были созданы акцизные таможенные посты специально для таможенного оформления подакцизных товаров, подлежащих маркировке (это алкоголь и табачные изделия). Акцизные таможенные посты имеют собственные счета в банке, обособленное имущество и подчиняются непосредственно ГТК РФ. Как правило же, таможенные посты создаются вдоль государственной границы почти в каждом пункте перехода. В зависимости от географического расположения могут быть выделены пограничные (Брянская, Белгородская, Дагестанская и др.) и внутренние (Тульская, московская. Липецкая, Ярославская и др.) таможни. Внутренние таможни осуществляют работу по проведению таможенного контроля. Пограничные таможни проверяют сохранность таможенных обеспечений, наличие необходимых документов, подтверждающих законность перемещения товаров через таможенную границу, направляют товары во внутренние таможни по процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ), а также производят фактический выпуск экспортируемых товаров за границу и импортируемых – в свободное обращение. У пограничных таможен два основных направления работы: с одной стороны, они выполняют те же функции, что и внутренние таможни (таможенное оформление и досмотр товаров и транспортных средств при их импорте-экспорте) – для участников внешнеэкономической деятельности, зарегистрированных в зоне деятельности этой таможни; с другой, при перевозке товаров между таможнями осуществляют процедуру ВТТ – для участников внешнеэкономической деятельности, расположенных в зоне деятельности какой-либо внутренней таможни. Под процедурой ВТТ понимается установленный, порядок перевозки товаров под таможенным контролем от таможни отправления до таможни назначения. Важной тенденцией развития таможенной инфраструктуры является перенос пунктов таможенного контроля вглубь страны. Это связано с либерализацией внешнеэкономической деятельности, упразднением монополии внешней торговли и резким увеличением числа участников внешнеэкономической деятельности, в результате чего усилилась нагрузка на пограничные таможни, которые просто не в силах стали справляться со своими обязанностями. В зависимости от специфики таможенных операций таможни можно разделить на сухопутные (железнодорожные, автодорожные), морские, воздушные и речные. Не исключается возможность существования таможен смешанного характера, где имеется, например, морской и сухопутный провоз и даже почтовые отправления. В последнее время появились и специализированные таможни и посты. Например, Чкаловская таможня (организована на базе отдельного поста Шереметьевской таможни) обслуживает все аэродромы военно-транспортной авиации в Московской области, или Западный акцизный таможенный пост, который занимается таможенным оформлением ввозимых в РФ алкогольных и табачных изделий. Создание, реорганизация и ликвидация таможен относится к компетенции ГТК, а таможенных постов – к компетенции региональных таможенных управлений. Таможни и таможенные посты действуют на основании Положения, утверждаемого приказом Председателя ГТК. Деятельностью таможни руководит начальник таможни, имеющий несколько заместителей. Таможня осуществляет непрерывный, круглосуточных контроль, организует свою работу по сменному принципу. Структуру таможенного поста составляют начальник поста и отделы, в штат которых входят начальник отдела, главный инспектор, старшие инспекторы и инспекторы таможенной службы, имеющие соответствующие ранги. Работа таможенной службы может быть подразделена на внутреннюю (управление кадрами, бухгалтерия, хозяйственная часть, охрана собственной безопасности) и внешнюю. К внешней деятельности относятся такие операции как таможенное оформление товаров и транспортных средств, их выборочный или полный досмотр, наблюдение за погрузкой-выгрузкой товаров, прием товаров на склад и хранение, прием и отправление транзита, досмотр пассажиров и их багажа, борьба с контрабандой и др. В ст. 9 Таможенного Кодекса говорится, что "для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях ГТК РФ создает таможенные лаборатории. Например, Главная таможенная лаборатория – головное экспортно-исследовательское учреждение ГТК РФ, выполняющее роль научно-методического и арбитражного центра, производящее исследование проб и образцов товаров с целью определения страны происхождения товаров, норм выхода товаров в режимах переработки, эксплуатационной и экологической безопасности, физической и химической структуры товаров, технологии их производства, правильного налогообложения и таможенного оформления, идентификации товаров, форм и методов пресечения их незаконного оборота через таможенную границу РФ. В целях проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела, подготовки кадров и повышения их квалификации в системе ГТК РФ действуют научно-исследовательские учреждения и учебные заведения профессионального и дополнительного образования. ГТК создает вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов РФ". Итак, к таможенным органам относятся, но стоят обособленно: а) ГНИЙЦ – Главный научно-исследовательский вычислительный центр; б) таможенные лаборатории (на местах их еще очень мало, именно там планируется их расширение); в) Таможенная академия. Российская Таможенная академия (РТА) имеет факультеты: таможенного дела (на базе высшего образования), экономический и правовой (на базе II классов). Для того чтобы попасть на эти факультеты, нужно иметь направление от таможни. При поступлении студент подписывает контракт, в котором обязуется минимум 5 лет проработать в таможенных учреждениях. Есть вечернее и заочное отделение. Кроме того, РТА имеет один институт в Санкт-Петербурге со свободным поступлением, семь зональных курсов и один таможенный колледж в Тольятти. Сотрудники этих структур имеют особый статус – не являются должностными лицами и на них не распространяется Таможенный Кодекс. 1.2. Задачи и функции таможенных органов". Теперь рассмотрим основные функции таможенных органов. Согласно ст. 10 ТК таможенные органы выполняют следующие функции: 1) участвуют в разработке таможенной политики и реализуют эту политику; 2) обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела; 3) обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ, являющуюся экономической основой суверенитета РФ; 4) защищают экономические интересы РФ; 5) применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений; 6) взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; 7) участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализуют эти меры; 8) обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; 9) ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, пресекают незаконный оборот через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации; 10) осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ; 11) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику РФ; 12) ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности; 13) содействуют развитию внешнеэкономических связей республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан; 14) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров; 15) осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов РФ материалов; 16) осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции; 17) обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела; участвуют в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела; 18) проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела; осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций; 19) обеспечивают в установленном порядке Президента РФ и Правительство РФ, иные государственные органы, предприятия, учреждения, организации и граждан информацией по таможенным вопросам; 20) реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов. Приведенный перечень основных функций показывает, какой многообразной является деятельность таможенных органов. Подчеркнем следующие моменты, важные для их характеристики. Таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, выступая при этом как исполнительно-административные органы. Заметим, что разрешительный порядок, действующий в тех или иных областях управления, характерен для административно-правового регулирования, Деятельность таможенных органов характеризуется правоохранительной направленностью. Они принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела. В процессе осуществления своих функций таможенные органы действуют в основном как правоохранительные органы. Таможенные органы не только осуществляют борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, что свидетельствует об их характере как правоохранительных органов, они также применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, т. е. активно участвуют в таможенно-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности; содействуют развитию внешнеэкономических связей субъектов РФ; осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов РФ материалов и валютный контроль в пределах их компетенции; участвуют в международно-правовом сотрудничестве и регулировании отношений в сфере таможенного дела. Кроме того, таможенные органы организуют научно-исследовательские работы, консультирование в области таможенного дела, подготовку и переподготовку специалистов в этой области, обеспечение государственных органов, граждан, предприятий, учреждений и организаций информацией по таможенным вопросам. Все сказанное о функциях и конкретных направлениях деятельности таможенных органов позволяет сформулировать их понятие.
Узнать стоимость

Без плагиата, грамотно и в срок!

отправить заявку
Работает на: Amiro CMS