+7 (920) 253-35-73 Пон-Вос: 9:00-19:00
Почта e-mail:
г. Н. Новгород, пр. Гагарина 50, корпус 15пон-пятн

ВИДЫ ВЭД ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕЁ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ



ВИДЫ ВЭД ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕЁ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ Понятие "внешнеэкономическая деятельность” (ВЭД) стало широко употребляться в отечественной экономической практике в последние два десятилетия XX века. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на экспорт, с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера. Это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них. Внешнеэкономическая деятельность базируется на мировом рынке, материальной основой которого стали научно-техническая и информационная революции, а также постоянно изменяющееся международное разделение труда. ВЭД, в отличие от внешнеэкономических связей осуществляется не на уровне государств, а на уровне фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д., с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами. Актуальность данной работы обусловлена интенсивным развитием международных торговых связей российских и иностранных предприятий. Создание устойчивой, гибкой и эффективной структуры обслуживания внешнеэкономической деятельности – одна из важнейших (и в тоже время самых сложных) задач экономической политики России. Цель работы – всесторонне исследование ВЭД и методов её регулирования. Для достижения цели поставлены следующие задачи: оценить роль ВЭД в экономике государства и её правовое регулирование; изучить формы международных расчетов; рассмотреть методы регулирования ВЭД.   1. ЗНАЧЕНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД 1.1. Роль ВЭД в экономике страны Внешнеэкономическая деятельность определяет направления, темпы и формы развития государства и мира в целом. Результат этой деятельности проявляется в интернационализации, глобализации и транснационализации хозяйственной жизни, изменяет место и роль национальной экономики в мировой экономике. Интенсивное развитие различных видов производства требует значительного увеличения объема внешней торговли, так как необходимы новые виды сырья, топлива, материалы, научные разработки. Это обусловливает необходимость расширения, увеличения емкости рынка, что ведет к расширению внешнеэкономических связей и интенсификации внешнеэкономической деятельности в целом [Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности.– М.: Юристъ, 1997.]. Влияние ВЭД на национальную экономику проявляется системно: поэлементное влияние выражается в появлении, становлении и функционировании соответствующих учреждений, организаций, институтов (например, либерализация ВЭД привела к тому, что тысячи и хозяйствующих субъектов вышли на внешний рынок и сделали ВЭД основной сферой своей деятельности); структурное влияние ВЭД, обусловливает изменение пропорций в отраслевой структуре национальной экономики, структурные сдвиги в воспроизводственной сфере, оптимизацию предпринимательской деятельности в соответствии со складывающимися условиями экономической деятельности на внутреннем и внешнем рынках, мировой конъюнкгурой, соотношением национальных и мировых цен и т.д. Например, высокие цены на мировом рынке нефти, а нефть – основная составляющая российского экспорта, требуют значительного наращивания пропускной способности трубопроводных сетей, т.е. укрепления экспортной инфраструктуры, что в свою очередь вызывает необходимость интенсификации и повышения эффективности производства в металлургическом и машиностроительном комплексах); функциональное влияние заключается в том, что во внешнеэкономической сфере реализуются задачи эффективного включения страны в мирохозяйственные связи, обеспечения безопасности страны, формирования и осуществления оптимальной инвестиционной, бюджетной, социальной политики и др.; интегративное влияние заключается в том, что внешнеэкономическая сфера тесно связана и оказывает существенное влияние на производственную сферу (модернизация технологической базы за счет импорта оборудования, торговли лицензиями, лизинге и т.п.), социальную сферу (увеличение занятости при наращивании экспортного производства), инвестиционную сферу (приток иностранных инвестиций и усиление инвестиционной активности отечественных производителей), бюджетную сферу (приток таможенных платежей, рост налоговых платежей экспортно-ориентированных и совместных с иностранным капиталом предприятий); содержание, направления и формы внешнеэкономической деятельности зависят от того, на каком этапе циклического развития находится мировая экономика, каковы основные тенденции в данный период. Результаты влияния ВЭД на национальную экономику в целом можно выразить целым рядом показателей, а именно: показатели участия страны в мировой торговле: например, экспортная квота, импортная квота, внешнеторговая квота, стоимостной объем экспорта товаров и услуг на душу населения; показатели уровня участия страны в международном движении факторов производства: например, объем накопленных зарубежных капиталовложений в стране по отношению в ВВП, объем внешнего долга страны, объем платежей по обслуживанию внешнего долга; показатели миграции населения, например, доля иностранной рабочей силы в общей численности занятых, численность занятой за рубежом отечественной рабочей силы; показатели, характеризующие участие страны в международном обмене технологиями: например, доля иностранных патентов и лицензий в общей численности зарегистрированных в стране патентов и лицензий, размеры экспорта и импорта технологий и управленческих услуг. В целом без исключения во всех странах ВЭД обусловливает: содействие выравниванию темпов экономического развития; соизмерение издержек производства на национальном и мировом уровнях; реализацию преимуществ международного разделения труда; повышение эффективности и конкурентоспособности национальных экономик. 1.2. Виды ВЭД Предприятие может осуществлять любые виды ВЭД, если они не запрещены законом и отвечают целям, предусмотренным в уставе. Различают следующие виды ВЭД: внешнеторговая деятельность; производственная кооперация; международное инвестиционное сотрудничество; валютные и финансово-кредитные операции. [Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для ВУЗов. – М.: Международные отношения, 2001.] Приоритетное место в ВЭД занимает внешняя торговля. Внешняя торговля является наиболее развитой формой международных экономических отношений. В основе внешнеторговой деятельности лежат внешнеторговые операции. Внешнеторговая операция – это комплекс действий контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой операции, направленных на совершение товарного обмена и обеспечивающих его. В полный комплекс, характеризующий внешнеторговую операцию, могут входить: изучение рынка конкретного товара, его реклама, создание сбытовой сети, проработка коммерческих предложений, проведение переговоров, заключение и исполнение контрактов. Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Под международной торговой сделкой понимают договор между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товара и/или оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями. Таким образом, основным признаком международной торговли является пересечение границы страны-продавца товаром, если это материальный объект. В международной торговле выделяют четыре основных вида внешнеторговых операций: экспортная операция – это продажа товара иностранному контрагенту с вывозом его за пределы страны; импортная операция – это приобретение товара у иностранного контрагента с ввозом его в страну; реэкспортная операция – продажа с вывозом за пределы страны ранее импортированного, но не подвергшегося переработке товара; реимпортная операция – приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара. Другой важный вид ВЭД – производственная кооперация. Мировой опыт показывает, что кооперация труда и производства – объективный исторический процесс, который присущ всем способам производства, странам с любым социально-экономическим строем. В кооперации производства объединяются и материализуются передовые идеи, достижения в отраслях фундаментальной науки, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР), производственных, конструкторских, управленческих и информационных технологиях. Кооперация в современном мире становится воспроизводственной базой социально-экономического и научно-технического прогресса стран мира, сердцевиной мирохозяйственных процессов, региональной экономической интеграции, транснационализации (производства, НИОКР, информационно-финансовой сферы и т.п.), международного промышленного сотрудничества, глобализации мировой экономики. Эта форма взаимодействия стала ускорителем структурной перестройки промышленности, ее отраслевых и межведомственных комплексов на новой технологической основе, в том числе на основе широкого применения электронных и информационных технологий. Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности. Согласованность действий партнеров в рамках производственной кооперации достигается путем: взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции; прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами, испытательными стендами и научно-технической информацией; организации процесса подготовки кадров. Международное инвестиционное сотрудничество предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Целью такого сотрудничества являются расширение базы развития и выпуска экспортной продукции, ее систематическое обновление на основе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут быть решены за счет организации, например, совместного производства. Совместное предпринимательство, возможно, прежде всего, на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций и т.д. Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида ВЭД предприятий и фирм следует рассматривать в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций, совершаемых в целях избегания курсовых потерь. Однако, как валютные, так и финансово-кредитные операции можно рассматривать в качестве самостоятельных, специфических видов внешнеэкономической деятельности в финансово-банковской сфере, обслуживающей внутренний валютный рынок и внешнеторговые платежи в системе международных расчетов. 1.3. Законодательная база и правовое регулирование Определение понятия ВЭД представлено в Федеральном законе РФ от 8 декабря 2003 г. "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”: "Внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью”. ВЭД в России регулируется совокупностью норм, изложенных в законах РФ или указах Президента. К числу важнейших законодательных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, относятся Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, Закон РФ "О таможенном тарифе”, Закон РФ "О техническом регулировании”, Закон РФ "О специальных защитных и антидемпинговых мерах при импорте товаров”, Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле”, Закон РФ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами”. Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономических и административных методов регулирования (подробнее см. гл. 3). Основным принципом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов во ВЭД, нанесения ущерба ее участникам и экономике страны в целом. Экономическая политика государства должна быть направлена на совершенствование нормативно-правовой базы регулирования ВЭД, усиление контроля внешнеэкономических операций. Правовым документом, регулирующим сделки во ВЭД, является договор (контракт). Основные отличия внешнеэкономического договора от прочих коммерческих договоров: один из участников внешнеэкономического договора не является резидентом Российской Федерации (иностранное юридическое или физическое лицо, государственные органы иностранного государства, международные организации и т. д.); возможность применения норм международного частного права при заключении договора; возможность применения норм права иностранных государств при заключении договора. Внешнеэкономический договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям. К числу существенных условий договора относятся: предмет договора; условия, прямо названные в международном договоре, законе или ином акте, как существенные для данного вида договоров; условия, по которым на основании заявления одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Следует отразить, каким является данный договор – консенсуальным или реальным. Консенсуальный договор означает, что права и обязанности сторон по договору возникают непосредственно в момент, когда достигнуты соглашения по всем существенным условиям договора, а не в момент реального выполнения юридически значимых действий (например, отгрузки товаров, закупаемых по международному договору купли-продажи). Для заключения сторонами реального договора требуется передача имущества. В подобных ситуациях моментом заключения договора признается дата передачи имущества. При этом следует учитывать, что передачей имущества является не только его вручение соответствующему лицу, но и сдача транспортной организации либо организации связи для доставки адресату. Согласно ст. 11 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи (заключена в Вене 11.04.80) допускается возможность заключения таких договоров в устной форме. Однако законодательство РФ требует простой письменной формы внешнеторговых договоров. При составлении внешнеэкономического договора необходимо учитывать особенности отечественного законодательства в области гражданских, налоговых, таможенных и иных правоотношений. В соответствии с российским законодательством запрещается включать в договоры налоговые оговорки, в соответствии с которыми предприятие или иностранное юридическое или физическое лицо берет на себя обязательство нести расходы по уплате налогов других плательщиков налогов. Во внешнеэкономическом договоре следует оговорить, на каком языке или языках этот документ составляется, на каком языке будет вестись переписка по вопросам его исполнения. Если нет специального указания об этом, то переписка ведется на языке стороны, от которой поступило предложение заключить сделку. Во избежание фальсификаций рекомендуется подписывать каждую страницу договора и скреплять ее печатью, о чем делается соответствующая запись в тексте договора. Существует порядок составления международного договора купли-продажи, который включает в себя преамбулу, предмет договора и порядок приемки по количеству и качеству, цены, порядок расчетов, валютные оговорки, арбитражное соглашение, упаковку, маркировку, ответственность, условия и момент вступления контракта в силу, общие принципы делопроизводства, и другие отношения между контрагентами. Нередко при составлении внешнеторгового контракта упускают из виду то, что любая из сторон может в тот или иной момент повести себя недобросовестно, и не определяют механизма защиты от такого поведения контрагента. Особо следует предусмотреть защиту интересов контрагентов в ситуации, когда одна из сторон свободно перемещает свое финансовое состояние в другой банк, а то и регистрирует новую фирму без оформления правопреемства, оставив контрагента один на один с убытками. Важное значение при заключении и исполнении внешнеэкономических сделок, а особенно договоров международной купли-продажи, играют международные обычаи. С тем, чтобы избежать противоречий между торговыми партнерами в понимании торговых обычаев, Международная торговая палата в 1953 г. разработала и выпустила сборники их толкований – "Инкотермс”. Со временем "Инкотермс” несколько раз переиздавали, внося дополнения и изменения. С правовой точки зрения "Инкотермс” представляет собой свод правил, имеющих факультативный характер. Применение базисных условий упрощает составление и согласование контрактов, помогает контрагентам найти равноправные способы разрешения возникающих разногласий. 2. ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ 2.1. Особенности международных расчетов Международные расчеты – это система организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим при осуществлении ВЭД между государствами, фирмами, предприятиями и гражданами, находящимися на территории разных стран. Экспортеры, импортеры, банки являются субъектами международных расчетов, взаимодействующими между собой в процессе движения товарораспорядительных документов. Посредниками в международных расчетах выступают банки, организующие движение денег участников внешнеэкономической деятельности. Правовой основой расчетных отношений являются международные договоры и нормы внутреннего национального законодательства. На правовое регулирование международных расчетов влияют систематизированные унифицированные банковские обычаи и нормы международной банковской практики. Международные расчеты включают платежи по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в процессе внешнеторговых сделок и иных отношений между иностранными фирмами, компаниями, организациями и отдельными лицами. Это, в свою очередь, подразумевает выбор: условий платежа (наличный расчет или кредит); форм расчетов (инкассовая, аккредитивная и т.д.); средств платежа (платежные документы); финансовых гарантий (банковские обязательства); каналов обеспечения платежа (банки и финансовые учреждения). Природа международных расчетов и их организация связаны с развитием и интернационализацией товарного производства и обращения. В них выражается относительно обособленная форма движения стоимостей в международном обороте из-за несовпадения времени производства и обращения, реализации и оплаты товаров, а также территориальной разобщенности рынков сбыта. Международные расчеты охватывают, прежде всего, торговлю товарами и услугами, а также некоммерческие операции, кредиты и движение капиталов между странами, в том числе отношения, связанные с возведением объектов за границей и оказанием экономической помощи странам. Подавляющая часть всех международных расчетов осуществляется в процессе опосредования международных торговых отношений. На состояние международных расчетов оказывает комплексное влияние множество факторов: экономические и политические отношения между странами; положение страны на товарных и денежных рынках; степень использования и эффективность государственных мер по внешнеэкономическому регулированию; валютное законодательство; международные торговые правила и обычаи; регулирование международных товарных потоков, услуг и капиталов; различие в темпах инфляции в отдельных странах; состояние платежных балансов; банковская практика; условия внешнеторговых контрактов и кредитных соглашений; конвертируемость валют и др. С учетом этих факторов международные расчеты можно выделить в самостоятельную систему, связанную с движением товарно-материальных ценностей, и показать ряд ее особенностей. Во-первых, международные расчеты, в отличие от внутренних, регулируются не только национальными нормативными и законодательными актами, но и международными законами, банковскими правилами и обычаями. Большой размах унификации международных расчетов со стороны мирового сообщества во многом вызван интернационализацией хозяйственных связей, увеличением объемов международных торговых сделок, универсализацией банковских операций. Во-вторых, международные расчеты осуществляются в различных валютах. Поэтому, с одной стороны, нормальное функционирование международных товарно-денежных отношений возможно лишь при условии свободного обмена национальной валюты на валюту других стран, беспрепятственного движения денег. Другими словами, наиболее эффективное включение той или иной страны в международное разделение труда и международные торговые расчеты возможно только на основе конвертируемой валюты. Так, экспортеру, реализующему продукцию за границей с оплатой в валюте импортера или валюте третьих стран, конвертируемость валют обеспечивает возможность беспрепятственного превращения полученной выручки в собственную национальную валюту для поддержания нормального кругооборота его средств внутри страны. Аналогичным образом решается проблема расчетов для импортера заграничных товаров, подлежащих оплате в иностранной валюте: через механизм обратимости осуществляется обмен его национальной валюты на требуемые инвалютные средства платежа. В третьих, особенность международных расчетов состоит в том, что в странах с частично конвертируемой валютой государство использует определенные валютные ограничения, непосредственно влияющие на проводимые внешнеторговые расчеты. 2.2. Участники международных расчетов Основными субъектами международных расчетов являются экспортеры, импортеры и обслуживающие их банки. Они вступают в определенные отношения, связанные с движением товарно-распорядительных документов и операционным оформлением платежей. При этом ведущая роль в международных расчетах принадлежит банкам. Банки не только выполняют роль посредников между экспортерами и импортерами. В современной международной банковской деятельности банки выполняют функции кредиторов, финансирующих внешнеторговые сделки (банковские кредиты), а также функции контроля и выступают в качестве гарантов в зависимости от условий платежа. Степень влияния банков в международных расчетах зависит от масштабов внешнеэкономических связей страны, покупательной способности ее национальной валюты, специализации и универсализации банков, их финансового положения, деловой репутации, сети филиалов и корреспондентских отношений. Большое воздействие на проведение международных расчетов оказывает общий уровень развития кредитно-банковских институтов в стране, а также банковская практика и традиции, присущие отдельной стране или региону. Традиционно механизм расчетов по внешнеторговым операциям складывается в виде встречных потоков между продавцами (экспортерами) и покупателями (импортерами) – товарного и платежного, чаще всего в форме телеграфных или почтовых переводов и платежных поручений банков своим корреспондентам об уплате конкретной суммы указанному контрагенту. Под межбанковскими корреспондентскими отношениями в широком смысле понимается весь комплекс возможных форм сотрудничества между банками, включая такие виды деятельности, как установление друг другу кредитных линий, организация взаимодействия с зарубежными филиалами и отделениями банка, развитие отношений с местными банками и обмен информацией, сопровождение операций банка по корреспондентским счетам. Межбанковские корреспондентские отношения являются отдельным направлением деятельности банков и представляют собой комплекс банковских услуг, направленный на развитие отношений с иностранными банками и проведение международных операций по сопровождению внешнеэкономического бизнеса клиентов. Учитывая важность корреспондентских отношений, банки разрабатывают свою политику по отношению к другим банкам, определяя создание сети банков-корреспондентов для обслуживания ВЭД и расширения географии деятельности клиентов. Во всех крупных иностранных банках имеется специализированное подразделение – департамент корреспондентских отношений, посредством которого банк управляет системой корреспондентских счетов, международных операций, анализирует финансовое состояние зарубежных банков и макроэкономическое положение конкретных стран. Стратегию и политику банка в области корреспондентских отношений определяет головной офис, он внедряет новые продукты и услуги, контролирует глобальные кредитные риски на банки-контрагенты, устанавливает кредитные линии для стран и регионов, принимает решения о развитии филиальной сети. Региональные подразделения, в свою очередь, выполняют функции по сбору и анализу состояния банковской и финансовой системы стран базирования и координации взаимодействия с отделами корреспондентских отношений местных банков. Транснациональные банки, такие как "Чейз Манхэттен бэнк”, "Ситибэнк”, "Бэнк оф Нью-Йорк” (США), "Дойче банк”, "Дрезднер банк”, "Ферайнц банк” (Германия), "АБН АМРО Банк”, "ИНГ-Бэрингз”, "Рабо-банк” (Голландия), "Сосьете Женераль”, "Банк Насиональ де Пари” (Франция), предоставляют клиентам следующие услуги в области корреспондентских отношений: проведение расчетов с зарубежными партнерами через корреспондентские счета и филиалы ТНБ; инвестирование средств на счетах клиентов в краткосрочные инструменты денежного рынка; "автоматический овернайт”, то есть автоматическое размещение сверхлимитных остатков на корреспондентском счете в доходные финансовые инструменты; анализ и принятие рисков при осуществлении внешнеторговых сделок клиентов. Суть механизма расчетов по внешнеторговым операциям состоит в том, что импортеры, получив товарные документы от экспортеров, направляют последним платежные документы, подлежащие оплате в иностранной валюте, которые они обычно продают своим национальным банкам в обмен на валюту, необходимую для продолжения или завершения операций. В свою очередь, банки пересылают своим банкам-корреспондентам за границей эти платежные средства, по которым взыскиваются суммы с должников и зачисляются на корреспондентские счета банков” направивших ранее платежные средства. С учетом того, что счета банков-корреспондентов обеспечены иностранной валютой, уполномоченные банки экспортера могут осуществлять продажу платежных средств в различных валютах юридическим и физическим лицам для оплаты денежных обязательств за границей: импорта товаров, транспортных, страховых расходов, погашения кредита и уплаты процентов по нему. Практически все внешнеторговые расчеты проходят через банки путем зачета встречных обязательств, без оплаты наличной валюты. Расчетная операция заключается в переносе сумм со счета банка, выдавшего платежное поручение, на счет банка, выполняющего это поручение, а затем эти суммы зачисляются на счета фирм, в пользу которых они переведены. Расчеты по экспортно-импортным операциям и другим коммерческим сделкам носят чаще всего документарный характер, т.е. осуществляются на основе коммерческих документов, перечень и характеристика которых определяются, прежде всего, условиями внешнеторговых контрактов. При этом клиенты банков обязаны обеспечить правильность и достоверность оформления товарно-транспортных документов, представляемых банку по экспортным поставкам, а также тщательную проверку платежных документов, выставляемых, в свою очередь, иностранным контрагентам по импорту. Выбор конкретных условий расчетов между экспортером и импортером достигается в процессе согласования и с учетом обеспечения гарантий для каждой из сторон и фиксируется в контракте.
Узнать стоимость

Без плагиата, грамотно и в срок!

отправить заявку
Работает на: Amiro CMS