+7 (920) 253-35-73 Пон-Вос: 9:00-19:00
Почта e-mail:
г. Н. Новгород, пр. Гагарина 50, корпус 15пон-пятн

СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Введение
Актуальность исследования определяется высоким удельным весом стран Евросоюза во внешней торговле России, присутствием в российско-есовских торговых связях всех актуальных проблем внешнеэкономической деятельности РФ и необходимостью их изучения, а также временными координатами исследуемых явлений. В условиях перехода от конфронтационного двухполюсного к многополюсному миру роль Европейского Союза как одного из центров силы убедительно подтверждается хозяйственным потенциалом и экономическими достижениями этого хозяйственного объединения. Представляя собой единое рыночное пространство с 370 миллионами потребителей, ЕС экспортирует вдвое больше товаров, чем США, и втрое – чем Япония. ВВП четырех ведущих стран группировки (Великобритания, Германия, Италия, Франция) в сумме сопоставим с американским и на треть превышает японский. С другой стороны, одно из ключевых мест в системе межгосударственных отношений принадлежало и принадлежит России. Однако сохранять позиции ключевого игрока на международной сцене наша страна сможет лишь при условии подъема национального производства. Именно этой цели подчинено стремление РФ инкорпорироваться в мировое хозяйство. Процесс подключения к мирохозяйственным структурам постепенно набирает ход. То, что Россия во многом уже стала частью мировой экономики, подтверждается финансовым кризисом в августе 1998 г., который связан с Азиатским фондовым кризисом 1997 г. Однако поскольку России не все равно, на каких условиях и в каком качестве – дискриминируемым сырьевым придатком или его равноправным участником – она войдет в мировое хозяйство ["Международная жизнь", 1998.№ 5. с. 6.], необходимы усилия по двум направлениям внешней деятельности российского государства. Во-первых, во внешней политике (и инструменте ее реализации – дипломатии) требуется повысить внимание к экономическому компоненту. Во-вторых, во внешней торговле в условиях ее либерализации следует защищать интересы отечественных производителей, решительно добиваться устранения дискриминационных ограничений на экспорт российской продукции в развитые страны Запада. Именно на европейском направлении, в т. ч. в отношениях с Европейским Союзом, оба упомянутых направления в последние годы были задействованы наиболее активно. Именно здесь со впечатляющей яркостью проявились стремление России наладить конструктивные партнерские отношения со всеми образующимися мировыми полюсами, неприятие ею появления новых разделительных линий. Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1992 г., когда на международной арене Российская Федерация стала действовать в качестве государства-продолжателя бывшего СССР, до конца апреля 2001 г., когда диссертация была в основном завершена и подготовлена к предварительному рассмотрению по месту ее выполнения. Степень разработанности проблемы предопределила приоритетное рассмотрение годовых итогов 1992-2000 гг. во внешней торговле между РФ и ЕС. В отдельных случаях автор использовал материал, предварявший основной временной период исследования, что делалось для более четкого понимания логики развития событий и сравнения явлений в их диалектической взаимосвязи. Цели и задачи работы. Основной целью исследования является комплексный анализ реалий, тенденций и перспектив развития торговых связей в области природных ресурсов между Российской Федерацией и государствами, входящими в состав Европейского Союза, в течение обозначенного периода времени и выявление алгоритма возможных действий российской стороны по использованию внешней торговли ЕС в своих интересах. Достижение данной цели предопределяет постановку следующих специфических задач: - охарактеризовать предысторию экономических отношений России и Евросоюза и идентифицировать политико-правовой контекст их развития на современном этапе; - обозначить поля интересов, предопределяющих нацеленность сторон па выведение сотрудничества на более высокий качественный уровень и существование неурегулированных проблем; проанализировать содержание фундаментального элемента договорно-правовой базы отношений – Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 г.; через компаративную характеристику документов раскрыть особенности развития торгового режима в области природных ресурсов между РФ и ЕС; - осветив спорные и дискутабельные аспекты, дать оценку торгово-политической практике отношений Россия – Евросоюз; - выявить закономерности в динамике развития внешнеторгового оборота между Российской Федерацией и странами Европейского Союза; - рассмотреть географическое направление товаропотоков: - раскрыть особенности товарной структуры взаимной внешней торговли; - изучить возможности создания зоны свободной торговли между РФ и ЕС; - определить степень приемлемости вариантов при выборе стратегии и тактики действий России по дальнейшему развитию торгового сотрудничества со странами Европейского Союза. В качестве объекта исследования принималось торговое взаимодействие между государствами, переживающими различные фазы экономического развития и занимающими в соответствии с ними различное место в системе международного разделения труда. Предмет исследования – торговые взаимоотношения между Россией и Евросоюзом в области природных ресурсов, присущая им специфика развития на фоне становления новых реалий на постсоветском пространстве и взаимодействия интенсивного и экстенсивного векторов европейской интеграции. Теоретической и методологической основой работы послужили положения о диалектической взаимосвязи внешней политики и внешнеэкономической деятельности; о международной торговле, одной из основных форм международных экономических отношений, как множестве межстрановых потоков продукции, обеспечивающем возможно полное удовлетворение потребностей людей при ограниченных ресурсах; о государственном регулировании ВЭД как совокупности мер, принимаемых государством и призванных совершенствовать внешнеэкономическую деятельность в интересах национальной экономики. Разрабатывая отдельные теоретические и аналитические вопросы, автор опирался на публикации отечественных ученых-экономистов и исследователей по проблемам МЭО и ЕС: Ю. А. Борко. Э. А. Галумова, Л. И. Глухарева, В. Н. Горского, В. М. Грибанича, И. И. Дюмулена, И. Д. Иванова, О. В. Иванова, А. Л. Кондакова, В. М. Кутового, И. Ф. Максимычева, Н. В. Панова, Б. М. Пичугина, В. Н. Позднякова, В. Ю. Преснякова, В. Е. Рыбалкина, П. С. Смирнова, В. В. Соколова, И. П. Фаминского, Е. Д. Чеботаревой, В. Н. Шенаева, Ю. В. Шишкова, Ю. А. Щербанина, а также зарубежных авторов (J. Attah, R. E. Baldwm, J. -P. Hayes, M. -L. Herschtel, Ph. Nicolaides, A. Murphy, H. Timmermann. M. Ponte-Ferreira, J. -P. Poos, F. Schoneveld, A. Swith, P. Waer, R. van Wijngaarden). Особое внимание было уделено изучению публикаций по теме в периодических изданиях "Международная жизнь", "Мировая экономика и международные отношения", "Внешнеэкономический бюллетень", "Внешняя торговля", "Финансовые известия". В качестве основных источников работы были проанализированы статистические издания и годовые отчеты Государственного комитета по статистике, Министерства торговли, Государственного таможенного комитета РФ, издаваемых Европейской Комиссией статистических сборников Евростат. Научная новизна работы состоит в последовательном и комплексном освещении прошлого, настоящего и вероятного будущего российско-европейских торговых связей в области природных ресурсов. Глава 1."Правовое регулирование совместного использования природных ресурсов странами ЕС и РФ" 1.1. Правовые возможности участия иностранного европейского капитала в освоении природных ресурсов на территории РФ. Природные ресурсы: особое регулирование. Природные ресурсы – это национальное богатство каждой страны, каждого народа. Разработка нефти и газа, полезных ископаемых, лесных богатств, рыболовство – все это занимает существенное место в экономике не только России, но и многих других государств. В бывшем Союзе ССР только в топливно-энергетических отраслях создавалось около одной трети валового общего продукта, причем этот комплекс обеспечивал почти половину валютных поступлений СССР от экспорта. Разведка и разработка естественных ресурсов всегда была привлекательной стороной для иностранного капитала, поскольку здесь можно получить наибольшие прибыли, но как раз здесь должны быть особо ограждены интересы страны, принимающей инвестиции, поскольку речь идет, прежде всего, о невосполнимых национальных богатствах, богатствах, принадлежащих не только нам, но и будущим поколениям. Не следует игнорировать то обстоятельство, что именно в этих областях, где в наиболее крупных размерах предлагаются и осуществляются масштабные проекты, и возможны иностранные инвестиции. Например, в СП "Комикуэст", созданном австрийской фирмой "Куэст Петролиум" с ПО "Коминефть" и ПО "Усиннефть", вклад иностранного инвестора составлял 1 млрд. руб., что в тот период времени (1992 г.) представляло значительную сумму. [Корсаков П. С. "Проблемы торговых отношений России с Евросоюзом (1992-2001 гг.)"/ Уч. пособие, М., ДА МИД РФ, 2001 г., стр. 87.] Международный опыт свидетельствует о том, что сотрудничество с иностранным капиталом может принести значительную пользу для экономии принимающей страны лишь при установлении особого правового режима участия иностранного капитала в освоении природных ресурсов. Во многих государствах иностранные инвестиции в промышленность по добыче полезных ископаемых регулируются положениями специальных законодательных актов или особых правил национального законодательства (Мексика, Аргентина, Индия, Иран, Китай). В России действует Закон "О недрах" от 21 февраля 1992 года. Однако целесообразным представляется принятие особых правил, в которых учитывалась бы специфика отдельных отраслей и предусматривалось бы более детальное регулирование участия в этих отраслях иностранных инвесторов. Это может быть в области добычи нефти и газа нефтяное законодательство, по добыче минеральных ископаемых – горнодобывающее, по эксплуатации лесных массивов – лесное и т. д. В России был введен особый порядок государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями нефтедобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей, экспорта стратегически важных сырьевых товаров. В действующем инвестиционном законодательстве предусмотрены специальные правила в отношении концессий, под которыми понимается предоставление иностранным инвесторам прав на разработку и освоение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использование объектов, которые находятся в государственной собственности, но не переданы предприятиям, учреждениям и организациям в полное хозяйственное ведение или оперативное управление. Таким образом, законодательство исходит из того, что концессии – это одна из возможных форм иностранных капиталовложений, которую не следует смешивать с другими формам, и прежде всего создание предприятий с иностранными инвестициями. Такое смешение ведет к отрицательным последствиям для нашей страны как государства, в котором иностранный инвестор намерен участвовать в разработке естественных богатств. В таких случаях формально предлагается создать СП, но фактически это предприятие пол>чает право разрабатывать естественные ресурсы (т. е. предоставляется "скрытая" концессия) без выполнения условий, которые могли бы быть установлены концессионным договором (имеется в виду не только более высокий уровень оплаты со стороны инвестора, но и более тщательная проверка условий предоставления таких прав, иной порядок утверждения, более высокий уровень экологической экспертизы и т. д.). Естественно, что в случае заключения концессионного договора у государства имеется большая возможность для более тщательного отбора возможных концессионеров и контроля над их деятельностью. Теперь обратимся к региональному регулированию статуса иностранного инвестора. Так, в законе Ханты-Мансийского автономного округа "Об инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе" от 16 июня 1998 года (далее Закон Ханты-Мансийского АО "Об инвестиционной деятельности") предусмотрены следующие права инвесторов: 1. Все субъекты инвестиционной деятельности имеют равные права и условия на осуществление инвестиционной деятельности, на получение и свободное использование результатов инвестиционной деятельности, включая право на беспрепятственное перемещение доходов от инвестиционной деятельности. 2. Равенство условий осуществления инвестиционной деятельности субъектами обеспечивается: равенством прав доступа к информации, собственниками и распорядителями которой являются органы государственной власти Ханты-Мансийского округа и органы местного самоуправления на территории Ханты-Мансийского АО; равенством прав участия в проводимых Администрацией Ханты-Мансийского АО конкурсах, тендерах, аукционах; равенством прав на осуществление инвестиционной деятельности в условиях режима инвестиционного благоприятствования, действующего в отношении субъектов инвестиционной деятельности. В статье 7 Закона Ханты-Мансийского АО "Об инвестиционной деятельности" изложены основные моменты режима инвестиционного благоприятствования на территории АО, а именно: а) предоставление субъектам инвестиционной деятельности льгот по налогам в пределах сумм, зачисляемых в окружной бюджет и Территориальный дорожный фонд Ханты-Мансийского АО (более подробно о налогообложении и льготах автор намерен остановиться в главе 7); б) погашение субъектам инвестиционной деятельности части процентов по инвестиционным банковским кредитам в размере до 50 % ставки рефинансирования ЦБ РФ за счет средств окружного бюджета на основе соглашения с Администрацией округа. Правовой статус природных ресурсов. Широко известна в мире резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1962 г. № 1803 "О постоянном суверенитете над национальными природными богатствами", в которой было закреплено право народов свободно распоряжаться своими природными богатствами в соответствии с национальными интересами. На национальном, внутригосударственном уроне из этого принципа исходит и российское законодательство. В соответствии с Законом РСФСР "О собственности" земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием народов, проживающих на соответствующей территории, а горные отводы для разведки и разработки месторождений полезных ископаемых являются государственной собственностью. Принятые в 1991 году решения о переходе недр, природных богатств и средств производства на территориях тогдашних автономных республик в республиканскую собственность были затем законодательно закреплены в Федеративном договоре который заключили входящие в состав России республики. Следовательно, республики вправе распоряжаться квотами на экспорт нефти, газа, леса и т. д. Практически льготы по квотированию уже получили Карелия, Коми, Республика Саха (Якутия), Горный Алтай, Тюменская область и др. [Корсаков П. С. "Проблемы торговых отношений России с Евросоюзом (1992-2001 гг.)"/ Уч. пособие, М., ДА МИД РФ, 2001 г., стр. 89.] Правительство РФ сохранило за собой функции установления пошлин, ограничения общей сумы вывоза, лицензирования экспорта-импорта. Следует также иметь в виду, что правовой статус недр определяется также законодательством субъектов в составе России. Среди таких актов следует упомянуть Закон Республики Коми "О недрах" от 12 февраля 1992 г., Закон Республики Бурятия "О недрах и принципах недропользования" от 28 октября 1992 г., Кодекс о недрах Республики Башкортостан от 28 октября 1992 г., Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О недропользовании" от 9 апреля 1996 г., Закон Ханты-Мансийского автономного округа "Об инвестиционной деятельности в АО" и др. Природные ресурсы не могут продаваться, а только сдаются в долгосрочную аренду. При использовании любого варианта привлечения иностранного инвестора к разработке природных ресурсов право собственности на эти ресурсы всегда сохраняется за страной, принимающей инвестиции. Не только земля и ее недра, но и добываемые природные ископаемые принадлежат государству. Концессии и концессионные договоры. Что понимается под концессиями (и концессионными договорами)? Само слово "концессия" латинского происхождения и означает уступку, понимаемую как предоставление отдельным лицам каких-либо привилегий, исключений из действующего законодательств. Как юридическое понятие это слово стало применяться во французском праве при так называемых "административных концессионных договорах", которые рассматривались как административные односторонние сделки. В 20-х годах иностранные предприниматели, получившие такие привилегии, назывались у нас концессионерами, договоры, на основе которых им предоставлялись эти права, именовались концессионными договорами, или концессиями. О таком понимании свидетельствует Декрет СНК от 20 ноября 1920 г. "Общи экономические и юридические условия концессий". Термин "концессия" у нас в 20 – 30-е годы применялся в этом Декрете прежде всего в отношении разработки "естественных богатств обширных областей РСФСР". В экономической литературе под концессиями обычно понимается долгосрочная форма осуществления инвестиций, основанная на разрешении исключительно государством эксплуатации возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, а также осуществление иных видов хозяйственной деятельности на условиях долгосрочной аренды. С юридической точки зрения, под концессией следует понимать предоставление государством иностранному инвестору права осуществлять разработку естественных богатств или иной хозяйственной деятельности, монополия на осуществление которой принадлежит только государству. До заключения концессионного договора должна быть предоставлена концессия, которая осуществляется на основании лицензии. В России существует так называемая "двухступенчатая лицензия": первая – на поиск и разведку полезных ископаемых, вторая – на эксплуатацию месторождений. Лицензии должны выдаваться в основном на конкурсной основе с возможностью в отдельных случаях использовать специально разработанный порядок аукциона. Лицензия на право пользования недрами может быть выдана самой иностранной компании – победительнице конкурса. В случае, если лицензия на разведанное месторождение уже выдана соответствующей российской компании, инофирма должна будет учредить СП (либо заключить договор о совместной деятельности) с российским владельцем лицензии. Опыт такого рода уже был успешно продемонстрирован во время Ханты-Мансийского тендера В зависимости от того, на какой вид деятельности выдается лицензия, определяется срок ее действия (для разведки и поиска полезных ископаемых – 3 года с возможностью продления еще на 2 года, для эксплуатации – до 50 лет). Более конкретные сроки пользования природными ресурсами можно обнаружить в Законе Ханты-Мансийского автономного округа "О недропользовании" от 9 апреля 1996 года. При этом необходимо отметить, что закон предусматривает предоставление природных ресурсов в пользование и на неопределенный срок..В срочное пользование недра предоставляются: - на срок до 5 лет – для геологического изучения недр, поиска и предварительной оценки запасов полезных ископаемых; - на срок до 20 лет – для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей; - на срок до 25 лет – при совмещении перечисленных видов пользования недрами. Выданная лицензия является основой для заключения концессионного договора, на субъектах и правовой природе которого следует остановиться подробнее. С одной стороны участником концессионного договора будет государство в лице уполномоченных им органов (правительство, министерство, какой-либо иной орган). В России, согласно ст. 40 Закона "Об иностранных инвестициях", концессионные договоры заключает Совет Министров РФ или уполномоченный им орган в порядке, предусмотренном законодательством о концессиях. [Корсаков П. С. "Проблемы торговых отношений России с Евросоюзом (1992-2001 гг.)"/ Уч. пособие, М., ДА МИД РФ, 2001 г., стр. 97.] С другой стороны договор заключает частное юридическое или физическое лицо (иностранная компания или иностранный гражданин). Принятие решение о передаче объектов на условиях концессии, как справедливо отмечается в литературе, должно быть прерогативой высших органов государственной власти, решение которых имеет силу закона. И в отечественной, и в зарубежной юридической литературе долго обсуждался вопрос о природе такого "диагонального" отношения, одной из сторон которого является государство, а другой – субъект гражданского и международного права. В западной литературе широко распространена концепция, согласно которой концессионные и аналогичные инвестиционные соглашения рассматриваются как международно-правовые. По мнению ряда авторов, в случае нарушения интересов иностранного инвестора государством, которое предоставило концессию, такая концепция давала возможность ссылаться на положения международного права, что в ряде случаев приводило к положительным результатам. В нашей литературе отстаивалась противоположная точка зрения. В соответствии с ними, соглашения между иностранными физическими или юридическими лицами и государством не являются международными договорами..К таким договорам должно применяться внутреннее право государства, которое заключило договор, а не международное право. Следует обратить внимание и на характеристику подобного рода соглашений Комиссией международного права ООН, подчеркнувшей, что "соглашение, в котором только один из участников является государством..., а другой – частное лицо, физическое или юридическое, никогда не являются международным договором или международным соглашением, как бы оно их с внешней стороны ни напоминало". В то же время концессионный договор не может рассматриваться как обычный гражданско-правовой контракт. В договоре такого рода сочетаются публично-правовые и частноправовые элементы. Особое понимание концессионного договора в общей системе инвестиционных соглашений проявляется в том, что в нем могут содержаться положения, представляющие по своему содержанию изъятия из действующего законодательства. Закон "Об иностранных инвестициях" в этом случае предусматривает, что такие договоры подлежат утверждению Верховным Советом (сейчас-Государственной Думой) как высшим законодательным органом государства. Условия распоряжения добытыми ресурсами концессионером или созданным на основе концессионного договора совместным (концессионным) предприятием определяется соглашением сторон. Срок действия концессионного договора определяется в зависимости от характера и условий концессии, но не может быть более 50 лет. В концессионном договоре определяются сроки, условия и порядок осуществления концессионной деятельности, в том числе: а) сроки разведки, разработки и освоения природных ресурсов; б) объем, технология разработки и освоения природных ресурсов, а также срок предоставления лицензии на отдельные виды работ; в) обязательства по защите окружающей среды, в том числе по условиям хранения ресурсов попутной добычи, вредных отходов производства, по рекультивации и возврату использованных земельных участков; г) порядок распределения расходов на разведку, разработку и освоение природных ресурсов и связанных с этим рисков и доходов; д) порядок финансирования строительства объектов жилищного и социального назначения на территории, передаваемой в концессию; е) виды и размеры платежей по концессии и порядок их внесения; ж) формы участия арендодателя в органах управления концессионным предприятием и другие формы контроля за его деятельностью; з) условия, квоты, порядок и сроки подготовки местного персонала для концессионного предприятия; и) льготы и гарантии; к) ответственность сторон договора и порядок рассмотрения споров между ними; л) порядок прекращения деятельности концессионного предприятия. Хотя это и примерный перечень, введение его в текст Закона "Об иностранных инвестициях" представлялся бы желательным, так как он помог бы сторонам в выработке конкретных соглашений. В отношении концессионного договора, который заключает государство, а не обычный субъект частного права, притом на длительный срок, и который предусматривает, как правило, наиболее крупные капиталовложения, особенно острым становится вопрос о неизменности его условий. В нашем федеральном законодательстве можно найти положение о том, что одностороннее изменение условий концессионного договора не допускается, если иное не оговорено в самом договоре. Такие же положения можно найти и в региональных актах. Закон "О недропользовании" Ханты-Мансийского АО предусматривает, что при переоформлении лицензии или лицензионного соглашения, условия таких переоформленных лицензий не могут ухудшать существовавшие ранее условия пользования конкретным участком природных ресурсов. В этом же законе довольно подробно описывается объект лицензирования. Так, согласно ст. 32 Закона "О недропользовании" "Объектом лицензирования является геометризированный участок недр с определением либо без определения глубины, ограниченный поверхностью земли и содержащий месторождение или залежи полезных ископаемых либо без таковых". С целью выдачи лицензии на право поиска, разведки и добычи природных ресурсов, проводится конкурс или аукцион. Основаниями отказа в допуске к участию в конкурсе или аукционе являются: - несоответствие содержания заявки объявленным требованиям конкурса или аукциона; непредставление заявителем лицензии на право проведения соответствующего вида работ, связанных с пользованием недрами, а также сведений о наличии или получении необходимых финансовых и технических ресурсов на освоение лицензируемого участка недр; - умышленное представление заявителем неверных сведений о себе; - неуплата единовременного взноса за участие в конкурсе; выявление при рассмотрении заявки факта нарушения антимонопольного законодательства при создании юридического лица; - отсутствие у претендента профессиональных навыков разведки и разработки месторождений полезных ископаемых. На региональном уровне предусмотрены следующие виды лицензий на право пользования природными ресурсами: - на право геологического изучения, поиска и оценки полезных ископаемых; - на право добычи полезных ископаемых, в том числе на право добычи и разведки полезных ископаемых одновременно; - на право строительства и эксплуатации подземных сооружений; - на право образования особо охраняемых геологических объектов. Необходимо также отметить, что в настоящий момент идет работа по созданию полноценного Закона о концессиях, который должен объединить всю существующую правовую базу, регулирующую концессионные отношения в нашей стране. Соглашение о разделе продукции. В мировой практике все другие соглашения, которые заключаются в области разработки естественных ресурсов, и прежде всего нефтегазодобывающей промышленности, делятся на контракты о разделе продукции, подрядные договоры с распределением и без распределения риска и на договоры на обслуживание. В нашей стране нашло определенное применение соглашение о разделе продукции. 30 декабря 1995 года был принят Федеральный Закон "О соглашениях о разделе продукции" № 225-ФЗ, в котором были собраны все положения о порядке создания и регулирования таких соглашений. [Махлина М. Развитие законодательства, регулирующего инвестиции в поиски, разведку и разработку месторождений углеводородов//Международное частное право. 1999.№ 4., стр. 42.] Соглашение о разделе продукции – это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Федерального закона. Раздел продукции между договаривающимися сторонами заменяет взимание налогов, сборов, пошлин, в том числе таможенных, акцизов и других обязательных платежей, за исключением налога на прибыль и платежей за право на пользование недрами, которые могут по согласованию сторон уплачиваться как в стоимостной, так и в натуральной форме. Сторонами соглашения являются: - государство – Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы; - инвестор – гражданин Российской Федерации, либо иностранного государства, юридическое лицо и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья. Право на пользование недрами на условиях соглашения предоставляется инвестору в порядке, предусмотренном законодательством Соглашение определяет условия пользования участком недр, в том числе включает в себя специальные положения, устанавливающие порядок: - определения части добытой продукции, в том числе ее предельного уровня, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на производство; - раздела между государством и инвестором продукции, за исключением платежей за право на пользование недрами и части полученной продукции, передаваемой в собственность инвестору для возмещения его затрат на производство; - взимания налога на прибыль и платежей за право пользования недрами. Закон особо гарантирует, что в течение срока действия соглашения условия хозяйствования инвесторов не могут быть ухудшены [Махлина М. Развитие законодательства, регулирующего инвестиции в поиски, разведку и разработку месторождений углеводородов//Международное частное право. 1999.№ 4., стр. 172.]. В Законе также четко описаны следующие вопросы: порядок заключения соглашения, условия выполнения работ по нему, процедура разделения продукции, распределение и реализация государственной доли произведенной продукции, государственные гарантии прав инвестора и др., но так как эти вопросы не являются предметом данной работы, то автор не будет останавливаться на них более подробно. Довольно подробное регулирование содержания соглашения о разделе продукции можно найти в региональном законодательстве. В законе Ханты-Мансийского автономного округа указаны следующие обязательные (существенные) условия: - сроки начала освоения участка природных ресурсов; - обязанности инвестора по порядку, срокам и условиям возврата участков территории, переданной для недропользования; - определение общего объема добытых природных ресурсов; - раздел добытого сырья между государством и инвестором и порядок передачи государству его доли продукции; - порядок получения инвестором принадлежащей ему произведенной продукции и условия распоряжения ею, включая залог для обеспечения своих обязательств; условия передачи прав и обязанностей по соглашению; и др. 1.2. Государственные гарантии совместного освоения природных ресурсов России и странами ЕС. Российское законодательство о страховании, банковских гарантиях и залоге в области регулирования иностранных инвестиций. Осуществляя инвестиции в другой стране, иностранный инвестор часто рискует. Наступление таких рисков увеличивается при политической и экономической нестабильности в принимающей стране, при возникновении вооруженных конфликтов, введении чрезвычайного положения и т. д. Особо опасна для любого инвестора национализация, т. е. возможность отчуждения его собственности и переход ее в собственность государства, применение иных принудительных мер. В этой связи обостряется вопрос о гарантиях и становится необходимым установление определенных гарантий, как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах. В нашей стране положения о гарантиях сформулированы в Законе "Об иностранных инвестициях". [Махлина М. Развитие законодательства, регулирующего инвестиции в поиски, разведку и разработку месторождений углеводородов//Международное частное право. 1999.№ 4., стр. 94.] Существуют следующие основные виды гарантий иностранных инвестиций: 1) гарантии от изменения законодательства; 2) гарантии от национализации и реквизиции; 3) гарантии при прекращении инвестиционной деятельности; 4) гарантии перевода платежей в иностранной валюте, доходов; 5) сумм, полученных при исполнении договорных обязательств; 6) сумм, полученных в связи с ликвидацией или продажей; 7) компенсация при национализации или реквизиции; 8) компенсация при возмещении убытков. В Законе "Об иностранных инвестициях" можно найти общую формулировку о том, что иностранные инвестиции "на территории РФ пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается законами и международными договорами, действующими на территории России". Гарантии неприменения принудительных мер. Под принудительными мерами понимается прежде всего национализация, реквизиция и конфискация. Национализация – это огосударствление, т. е. возможное изъятие имущества, принадлежащего инвестору или СП, и передача его в собственность государства. Это исключительная мера, поэтому решение о ней принимается высшим законодательным органом страны. Реквизиция – это изъятие имущества у собственника в государственных или общественных целях с выплатой собственнику стоимости имущества. Реквизиция может носить временный характер. Она проводится при стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях и др. Иной правовой характер у конфискации. Законодательство рассматривает ее как санкцию за совершение преступления или иного правонарушения. По решению суда в предусмотренных законом случаях у собственника безвозмездно изымается имущество. Теперь обратимся к законодательным актам. Согласно Закону "Об иностранных инвестициях", иностранные инвестиции не подлежат национализации, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случаях национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация". [Теплов О. М. Вопросы недропользования при формировании законодательства о концессиях в Российской федерации//Гос. и право. 1994.№ II., стр. 140.] Законодательство предусматривает также гарантию выплаты компенсации в случае национализации или реквизиции. Так, согласно ст. 8 Закона "Об иностранных инвестициях", "компенсация, выплачиваемая иностранному инвестору, должна соответствовать реальной стоимости национализируемых или реквизируемых инвестиций непосредственно до момента, когда официально стало известно о фактическом осуществлении либо о предстоящей национализации или реквизиции". Компенсация должна выплачиваться без необоснованной задержки в той валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции, или в любой другой иностранной валюте, приемлемой для иностранного инвестора. До момента выплаты на сумму компенсации начисляются проценты согласно действующей на территории РФ процентной ставке. Цель этой статьи состоит в том, чтобы гарантировать иностранному инвестору в наиболее возможной степени возмещение потерь, которые могут возникнуть в случае проведения национализации или реквизиции.
Узнать стоимость

Без плагиата, грамотно и в срок!

отправить заявку
Работает на: Amiro CMS