СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Содержание
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1 Теоретические аспекты совершенствования деятельности организации…………………………………………………………….................6
1.1 Система управления предприятием…………………………………………6
1.2 Сущность и содержание маркетинговой деятельности предприятия…………………...............................................................................18
1.3 Методы оценки деятельности организации……………………….............26
Глава 2. Анализ деятельности предприятия ООО ТД «ХХХ»………...........36
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………….36
2.2 Анализ внешней и внутренней среды ООО ТД «ХХХ»………………......47
2.3. Swot-анализ деятельности предприятия ООО ТД «ХХХ»……...............57
Глава 3. Совершенствование деятельности ООО ТД «ХХХ»..........................62
3.1 Предложения по совершенствованию работы предприятия.....................62
3.2 Оценка эффективности предлагаемых решений.......................................80
Заключение.............................................................................................................87
Список использованной литературы...................................................................90
Приложения............................................................................................................94
Введение
Любая организация в конкурентной среде является открытой организацией, функционирующей во внешней среде; она взаимодействует с потребителями, поставщиками, конкурентами, законодательными и общественными организациями. Организация, как и каждый элемент ее внешней среды, имеет свои интересы. Организации важно действовать с максимальной эффективностью и быть социально ориентированной на результаты своей деятельности.
В настоящее время на первый план выходят экономические, рыночные критерии эффективной деятельности предприятия, повышаются требования к гибкости. Научно-технический прогресс и динамика внешней среды заставляют современные предприятия превращаться во все более сложные системы, для которых необходимы новые методы для обеспечения управляемости. Поэтому можно утверждать, что эффективная деятельность современного предприятия возможна только при наличии единой корпоративной (комплексной) системы, объединяющей управление финансами, персоналом, снабжением, сбытом и процесс управления производством. Такие системы стали рассматриваться как средство достижения основных целей бизнеса - улучшения качества выпускаемых товаров и услуг, увеличения объема производства, занятия устойчивых позиций на рынке и победы в конкурентной борьбе.
Актуальность работы обусловлена тем, что в условиях обострившейся конкуренции вопросы совершенствования деятельности предприятия имеют определяющее значение.
С точки зрения руководителя предприятия, занимающегося производственной и (или) торгово-посреднической деятельностью, применение методов анализа деятельности предприятия с точки зрения его эффективности очень важно для получения ответов на вопросы: что, как и для кого производить и продавать? В процессе деятельности предприятия требуют глубокого анализа вопросы его финансово-экономического состояния, структуры управления, производства и сбыта продукции, ее продвижения. Осуществляется выбор наиболее эффективной системы, каналов и методов продвижения применительно к конкретно определенным рынкам. Это означает, что продукт с самого начала должен быть сориентирован на конкретные формы и методы продвижения, наиболее благоприятные условия.
Глава 1 Теоретические аспекты совершенствования деятельности организации
1.1 Система управления предприятием
Предприятие – субъект предпринимательской деятельности, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение дохода от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке [12,с.56].
Современные организации могут иметь разнообразные задачи и стратегии их реализации, значит, и классификация факторов эффективности производства также должна иметь особенности и максимально соответствовать структуре организации и/или циклу изготовления продукции.
Все компании имеют систему управления, отражающую различные функции, виды продукции или направления специализации. Рассмотрим, что такое система управления предприятием.
Говоря об управлении организацией, в частности предприятием, мы употребляем термин система. На¬пример, производственная система, система матери¬ально-технического снабжения, система сбыта, раз¬личные обеспечивающие и обслуживающие системы. Любой объект мы рассматриваем и пытаемся понять его цели, из каких элементов он состоит, как он функционирует,и в этом смысле рассматриваем любой конкретный объект, в том числе и предприятие, как систему. Как правило, представление объекта в виде системы всегда связано с некоторыми трудностями из-за наличия множества определений системы и трудностью выбора единого определения, целиком используемого при по¬строении реальной системы управления. Система – это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая система в общем виде имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь. Как правило, представление объекта в виде системы всегда связано с некоторыми трудностями из-за наличия множества определений системы и трудностью выбора единого определения, целиком используемого при по¬строении реальной системы управления [12,с.67].
Рис. 1.1.Схема функционирования системы управления.
1.2. Сущность и содержание маркетинговой деятельности предприятия
Функция управления – особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления, представляющий собой часть процесса управления, выделенную по определенному признаку.
Любая функция управления включает в себя комплекс задач. Комплекс задач – часть функции управления, выделяемая по признаку основных функций управления (нормирование, планирование, контроль, регулирование, анализ).
Комплекс задач состоит из задач управления – совокупности организованно взаимосвязанных операций переработки информации, осуществляемых персоналом с помощью технических средств, результатом выполнения которых является принятие управленческого решения.
Классификация функций управления
• Организация системы управления
• Управление персоналом
• Управление финансами и бухгалтерским учетом
• Управление техническим развитием
• Управление материально-техническим снабжением
• Управление основной деятельностью
• Управление качеством реализуемой продукции
• Управление транспортом
• Управление техническим обслуживанием
Повышение эффективности деятельности — и, как следствие, конкурентоспособности компаний — задача, от решения которой зависит успех развития в условиях рыночной экономики. Измерение и анализ эффективности важны для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях экономики.
Эффективность является мерой как экономичности, так и результативности использования ресурсов — труда, капитала, земли, материалов, энергии, времени, информации и т.д. — при производстве товаров и услуг, удовлетворяющих запросам и требованиям потребителей. Ее измерение может стимулировать улучшение текущей деятельности компании, внедрение и функционирование могут повысить производительность труда на 5–10% без внедрения дополнительных организационных изменений. Показатели эффективности помогают устанавливать реалистичные цели и контрольные точки для диагностики деятельности в процессе развития организации.
С целью принятия обоснованных управленческих решений в области повышения эффективности деятельности крайне важно классифицировать все факторы эффективности на группы и подгруппы. Это позволит выяснить «вес» и приоритетность каждого из них, а также определить ответственных лиц и организационные подразделения в компании. В теории менеджмента существуют разные модели классификации факторов эффективности (рис.4).
Поскольку маркетинг - это способ убедить массы сделать покупку, большинство ошибочно отожествляют данное понятие со сбытом и стимулированием. Разница заключается в следующем: сбыт, главным образом, предполагает контакт лицом к лицу - продавец имеет дело с потенциальными покупателями. Маркетинг использует средства массовой информации и другие способы, чтобы завладеть вниманием и убедить многих людей - людей, которые могут вообще не иметь никакого прямого контакта ни с кем из компании данного сбытовика. Создавая спрос. [38, С.167]
Процесс маркетинга начинается с изучения покупателя и выявления его потребностей, а завершается приобретением товара покупателем и удовлетворением его выявленных потребностей.
Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами. [9, С.216]
1.3.Методы оценки деятельности организации
Основные подходы к оценке эффективности менеджмента
Экономические - предполагают соотношение результатов хозяйственной деятельности организации и затрат ресурсов на управление (например, полученной прибыли и затрат на управление).
Социальные - ориентируют на учет социальных результатов управленческой деятельности (например, морально-психологический климат, сплоченность трудового коллектива, ритмичность в работе, отсутствие деструктивных конфликтов и др.) [16, с.90.].
Критерии и показатели эффективности управления.
Эффективность производства:
• объем производства;
• прибыль;
• рентабельность;
• производительность труда;
• фондоотдача.
• эффективность собственного управления.
Количественные критерии (характеризуют экономический эффект):
• трудовые показатели (экономия живого труда в сфере управления - численность аппарата управления, трудозатраты на управление и др.);
• финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и др.);
• показатели экономии времени путем внедрения прогрессивных управленческих технологий.
Качественные критерии (характеризуют социальную эффективность):
• уровень квалификации менеджмента;
• обоснованность принимаемых решений;
• организационная культура;
• управляемость организации;
• удовлетворенность трудом;
• морально-психологический климат;
• сплоченность трудового коллектива;
• авторитет менеджмента организации;
• другие.
Экономические показатели — это микромодели экономических явлений. Отражая динамику и противоречия происходящих процессов, они подвержены изменениям и колебаниям и могут приближаться или отдаляться от своего главного предназначения — измерения и оценки сущности экономического явления. Поэтому аналитик должен знать для каждого экономического показателя: идет ли речь об эффективности деятельности или деловой активности предприятия
Показателями эффективности работы предприятия являются прибыль, рентабельность, показатели деловой активности предприятия. Рассмотрим их.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности торгового предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, к примеру, из-за чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объёма поставок товаров, снижением покупательского спроса. В упрощенном виде прибыль - это разность между валовым доходом и издержками обращения предприятия. Такую прибыль принято называть валовой, она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия.
Прибыль является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности торгового предприятия. В процессе анализа результатов работы применяются различные значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества; валовая (балансовая) прибыль; налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль (прибыль, остающаяся у предприятия); прибыль от внереализационной деятельности предприятия. Прибыль (убыток) от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом от реализации товаров (без учёта налога на добавленную стоимость) и издержками обращения.