+7 (920) 253-35-73 Пон-Вос: 9:00-19:00
Почта e-mail:
г. Н. Новгород, пр. Гагарина 50, корпус 15пон-пятн

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТОБОРОТА



АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТООБОРОТА
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время появилось большое количество публикаций на тему автоматизации документооборота. Как правило, их авторы рассматривают данную проблему сквозь призму конкретных реализаций в тех или иных программных продуктах. В результате у читателя не складывается целостной картины проблемы автоматизации работы с документами, так как автоматизация отдельных деловых процедур не затрагивает большой аспект организационных вопросов. А ведь именно эти вопросы выходят на первый план при анализе "что и как автоматизировать”. Среди них можно выделить четыре основных блока: вопросы построения структуры организации и распределения служебных полномочий; организация взаимодействия структурных подразделений и должностных лиц; организация порядка доступа и работы с документами; регламентация деловых процедур. Перечисленные аспекты приводят к тому, что систему автоматизации работы с документами нельзя рассматривать оторвано от структуры предприятия. Иначе при внедрении это повлечет серьезные проблемы, вплоть до остановки деятельности предприятия. Вышеперечисленное показывает актуальность темы автоматизации систем документооборота организаций, и, в частности, автоматизации регистрации документов. 1. Цели автоматизации процессов документооборота Управление организациями и предприятиями основано на следующих процессах: получение информации, ее обработка; анализ, подготовка, принятие решений; выполнение решений; учет и контроль принятых решений. Процессы делопроизводства и документооборота рассматриваются, прежде всего, как документальное отражение и обеспечение управленческих процессов. В этом смысле делопроизводство и документооборот следует рассматривать как "документальное обеспечение управления” (ДОУ), т.е. как систему вторичных процессов, обеспечивающих и отражающих процессы управления. Документационное обеспечение управления охватывает три основные задачи применительно к программным системам автоматизации: документирование и регистрация документов (создание документов, поддерживающих и регистрирующих управленческую деятельность, т. е. их подготовка, оформление, согласование и изготовление); организация документооборота (обеспечение движения, поиска, хранения и использования документов); систематизация архивного хранения документов (определение правил хранения создаваемой в организации информации, ее поиска и использования для поддержки принятия управленческих решений и деловых процедур) [Методические материалы, разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела.// Под ред. Пестецова А.А. М., 2004 . С. 10.]. Делопроизводство представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению ДОУ предприятия или организации. Традиционная организация работы служб делопроизводства (таких как управление делами, секретариат, канцелярия, сектор писем и обращений граждан, других подразделений) направлена на упорядочение работы с документами и предусматривает выполнение следующих функций: организационное и документационное обеспечение деятельности предприятия; организация единого порядка работы с документами в подразделениях; организация индивидуальной и совместной содержательной подготовки документов в подразделениях; обмен документами внутри и между структурными подразделениями организации; создание унифицированных технологических процедур прохождения и обработки документов в подразделениях; использование унифицированных форм представления и обработки документов; регистрация всех поступающих в организацию документов с последующим направлением на рассмотрение корреспонденции руководству и в подразделения; регистрация, учет, издание, рассылка и возврат, обеспечение хранения и использования исходящих и внутренних документов, проектов документов; регистрация движения документов, включая направления, резолюции, отчеты о выполнении, согласование (визирование); списание документов в дело и извлечение из дел; обеспечение сохранности, учета и использования документов; обмен информацией между работниками одного или нескольких структурных подразделений; осуществление контроля за своевременным исполнением поручений высших органов государственной власти, поручений и указаний руководства организации, писем и обращений граждан, обращений учреждений, организаций; проверка правильности и своевременности исполнения документов; создание надлежащих условий для документационного и организационно-технического обеспечения работы руководства организации, своевременное обеспечение полной, точной и достоверной информацией о состоянии подготовки и исполнения документов и поручений; проведение информационно-справочной и аналитической работы по вопросам документационного обеспечения управления; получение отчетов, в том числе статистических, на основании информации о документах и состоянии их исполнения. Все перечисленные функции формализованы и закреплены соответствующими государственными и отраслевыми стандартами и нормативными материалами, что создает основу их автоматизации с использованием информационных компьютерных технологий обработки документов. Движение документов осуществляется в виде потоков, циркулирующих между пунктами обработки информации и пунктами технической обработки собственно документов. Следовательно, когда мы говорим об автоматизации делопроизводства, то автоматизации подлежат движение документов и их обработка в пунктах обработки, на всех стадиях жизненного цикла документов. Создание и внедрение системы автоматизации делопроизводства и документооборота (САДД) преследует достижение следующих целей: 1) в области обработки документов: обеспечение повышения оперативности и качества работы с документами, упорядочение документооборота, обеспечение контроля исполнения; создание условий для перехода от традиционного бумажного документооборота к электронной безбумажной технологии; создание необходимых условий для повышения доли интеллектуального производительного труда по содержательной и смысловой работе с документами и снижения трудозатрат на рутинные операции; обеспечение повышение качества документов, создаваемых в организации; исключение дублирования работы по вводу информации о документе на различных участках работы с ним; 2) в области контроля за исполнительской дисциплиной: обеспечение автоматизированного контроля за прохождением документов в подразделениях организации с момента их получения или создания до завершения исполнения отправки или оформления в дело, своевременное информирование сотрудников и руководства о поступивших и создаваемых документах, исключение потерь документов; обеспечение автоматизированного упреждающего контроля за своевременным исполнением документов, поручений высших органов государственной власти и управления, поручений и указаний руководства организации, оперативное получение информации о состоянии исполнения и месте нахождения любого документа; сокращение сроков прохождения и исполнения документов; 3) в области организации доступа к информации: обеспечение централизованного хранения текстов документов, подготовленных в электронной форме, и их графических образов, а также всех сопутствующих материалов (регистрационных карточек документов, резолюций, сопроводительных документов) с возможностью организации логического связывания документов, относящихся к одному вопросу, и оперативного поиска (подборки) документов по тематическому набору реквизитов. Внедрение программной системы автоматизации делопроизводства и документооборота создает аппаратно-программную основу для единой системы САДД, охватывающей все подразделения организации. При этом достигаются следующие цели: единый порядок индивидуальной и совместной работы с документами в подразделениях организации; объединение потоков электронных документов между подразделениями организации; использование общей для всех организаций системы индексации (нумерации) и регистрации документов, общих справочников-классификаторов (таких как перечень организаций, номенклатура дел), единой формы регистрационно-контрольной карточки документов и т.п.; обеспечение унификации управленческой документации и сокращения количества форм и видов единообразных документов. Исторически делопроизводство в разных странах складывалось по-разному. В зависимости от менталитета и культуры того или иного народа, создавалась с годами и соответствующая система документоведения. На практике и в теории делопроизводства и документооборота сложились в основном две технологии, которые в дальнейшем будем условно называть "отечественная” и "западная”. Традиционная отечественная технология процессов делопроизводства имеет следующие особенности: четко выраженный вертикальный характер движения документов (руководитель – исполнитель – руководитель) внутри организации; отслеживание всего комплекса работ с документами в регистрационных журналах или в машинописных картотеках, куда заносятся все сведения о документах, их перемещениях, резолюции начальства, контроль сроков исполнения, отчеты и т.д. современная отечественная технология делопроизводства предполагает ведение регистрационно-контрольных и отчетных форм и журналов. Для обеспечения единого порядка обработки документов предусматривается создание специализированных служб: управлений делами, секретариатов, канцелярий. Основная проблема традиционной технологии – централизованное отслеживание движения документов в реальном масштабе времени, поскольку эта технология требует как получения оперативной информации, так и ведения большого количества различных журналов и картотек. При этом делопроизводство фактически отделено от работы с самими документами: руководители и исполнители работают непосредственно с документами (или их копиями), а делопроизводственный персонал отслеживает их действия с помощью регистрационных и контрольных карточек. Еще одна особенность – относительно небольшое разнообразие процессов делопроизводства и документооборота, их высокая степень стандартизации. Программные системы, реализующие отечественную технологию, ориентированы, в первую очередь, на использование в государственных учреждениях и сохраняют все традиции и нормы делопроизводства, принятые в конкретной организации. Задача таких систем – обеспечение сопровождения бумажного документооборота, снижение трудоемкости рутинных операций по обработке документов. Однако такие системы способны существенно расширить рамки традиционных процессов делопроизводства и документооборота за счет обработки документов на персональном компьютере. Системы этого направления являются своеобразными "мостиками” для постепенного перехода от бумажных к безбумажным документам. К системам автоматизации данной технологии относятся: "ДЕЛО” (компания "Электронные офисные системы”) и система "Золушка-WIN”. Традиции западного делопроизводства существенно отличаются от отечественных и основываются на высокой исполнительской дисциплине работников. К особенностям западной технологии процессов делопроизводства можно отнести следующие: характер движения документов преимущественно горизонтальный, предусматривающий возможность попадания документа сразу к непосредственному исполнителю, минуя руководство; отсутствие централизованного (в рамках всей организации) контроля; регистрация документов производится непосредственными исполнителями (поручитель и исполнитель ведут собственные журналы), некоторые виды документов вообще не регистрируются. Не создаются специализированные подразделения, занимающиеся делопроизводством. Программные системы этого направления ориентированы на максимально полное использование электронных документов и средств коллективной работы пользователей, отсутствие промежуточных звеньев, что, в свою очередь, предопределяет изменение существующих делопроизводственных процессов в организации, их оптимизацию, разработку новых технологий работы с документами. Системы характеризуются активным вовлечением в процесс документооборота руководящего звена предприятия и выраженным стремлением к отказу от бумажных носителей информации. Основной особенностью западной технологии является моделирование конкретных реальных процессов документооборота и настройка на эти модели программных систем. Как правило, система поставляется заказчику не в виде автономного, отчужденного от разработчика "коробочного” продукта, а как набор программных средств, из которых собирается готовое решение. При адаптации системы к конкретным процессам организации на персональные компьютеры работников (ролевое рабочее место) устанавливаются необходимые функциональные компоненты, позволяющие решать определенный круг задач в соответствии с ролью каждого работника в документообороте организации. Администратором системы формируются бизнес-функции, определяющие маршруты движения документов по организации, т.е. по ее подразделениям и работникам. К системам данного направления относятся следующие. Русифицированные версии популярных западных систем: DocsOpen (PC DOCS); LinkWorks (DEC); Staffware (Staffware PLS); Lotus Notes (Lotus-IBM). Программные решения, созданные российскими компаниями на основе западных систем: система Office Media компании InterTrust, Москва (Lotus Notes); система "Ирида” компании IBS, Москва (Lotus Notes); комплекс программ Делопроизводство фирмы ИнТорКон, Челябинск (Lotus Notes); система "Золушка-Кабинет” НТЦ ИРМ, Москва (Lotus Notes); решения компании АО "Весть”, Москва (DocsOpen); решения компании "Метатехнология”, Москва (Staffware и Excalibur); система Optima-WorkFlow компании АОЗТ "Оптима” (MS Exchange, MS SQL). Разработки российских компаний: система LanDocs компании "Ланит”; система Effect Office компании "Гарант International”; система "Документ2000” компании Telcom Service; система "Крон” компании "Анкей”; система "Евфрат” компании Cognitive Technologies. В следующем разделе будут подробно рассмотрены различные автоматизированные системы документооборота, которые, в частности, автоматизируют регистрацию документов.
Узнать стоимость

Без плагиата, грамотно и в срок!

отправить заявку
Работает на: Amiro CMS