+7 (920) 253-35-73 Пон-Вос: 9:00-19:00
Почта e-mail:
г. Н. Новгород, пр. Гагарина 115пон-пятн

УПРАВЛЕНИЕ ФИРМОЙ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД



УПРАВЛЕНИЕ ФИРМОЙ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Введение Глобальный поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйства к экономике рыночно-предпринимательского типа вызвал необходимость разработки новой системы управления. Осуществляемые в стране экономические реформы позволяют интегрировать народное хозяйство Российской Федерации в мировую экономику и занять в ней достойное место при соблюдении двух главных условий: во-первых, в основу реформ должны быть положены принципы и механизмы, господствующие в мировом экономическом сообществе; во-вторых, при проведении реформ должны быть учтены особенности предшествующего развития и современного состояния экономики страны, менталитет населения, продолжительность периода преобразований и другие факторы и условия, формирующие развитие страны. Система взглядов, в течение 70 лет определявшая развитие теории и практики управления, сформировалась под воздействием марксистской системы экономического развития. В ней критерием социальной ориентации экономики выступало всестороннее развитие личности. Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства, а план выступал как регулятор производства. Интерпретация этой системы в процессе построения социалистического общества привела к созданию экономической теории особого типа. Помимо ее крайней политизации, она обосновывала необходимость реализации таких принципиальных положений, как концентрация производств, его монополизация на государственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого народнохозяйственного комплекса страны. В соответствии с этим, управленческая наука развивала фундаментальные положения, обосновывающие необходимость централизации управления системы хозяйствования, прямого управления предприятиями со стороны государства, ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий, жесткой системы распределения и связей между предприятиями. Эта система взглядов находила отражение в теоретических разработках и практике управления социалистическим производством. Управление экономикой СССР было построено по типу одной большой фабрики с подразделениями и филиалами по всей огромной территории страны. Отсюда – колоссальная бюрократизация и командно-административный характер системы управлениям которой подошли к началу экономических реформ. Российская федерация как самостоятельное государство взяла четкий курс на проведение рыночных реформ, которые должны обеспечить благосостояние и свободу граждан России, экономическое возрождение страны, рост, и процветание отечественной экономики, малого бизнеса. Это предопределяет необходимость формирования новой управленческой системы положения которой должны выражать объективные потребности Реформируемой экономики и общества в целом она должна выявить главные, ключевые моменты, использование которых при построении новой системы управления поможет нашей стране ускорить переход к рыночной экономике и осуществить его с наименьшими потерями для общества. К настоящему времени сформировалась система взглядов на управление экономикой в переходный период. Гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанных на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов. Необходимость такого подхода вызывается тем, что движение к рынку – это сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство. Известно, что рынок не способен решить многих проблем, связанных с нуждами всего общества, социальным единством страны, проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных программ и т. д. Целесообразность регулирования рынка путем про ведения определенной государственной политики в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая, была практически повсеместно признана после разрушительного мирового кризиса конца 20-х годов. Роль государства состоит в том, что оно должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство, (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального производственного использования природных ресурсов, защиты потребителя, и т. д. на государство возлагается и задача заполнения внерыночных зон хозяйствования, к которым относятся: экологическая безопасность, социально-экономические права человека (в том числе и защита потребителей), перераспределение доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений. Выполняя эти функции, государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен. Долевое участие государственных органов будет меняться на протяжении всего переходного периода от значительного в начале до уровня практического дерегулирования в конце. Различными должны быть и формы государственного воздействия на малый бизнес, которые по мере продвижения по пути к рынку будут все в большей мере превращаться в "мягкие" инструменты регулирования (налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная политика и т. д.). Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов малого бизнеса – как открытых, социально ориентированных систем, концепция которых содержит поворот к рынку и лицом к потребителю, позволит уже в недалеком будущем решать многие проблемы жизнеобеспечения населения. Каждая организация, функционирующая в новой рыночной среде, должна самостоятельно решать не только вопросы внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций – далеко не полный перечень тех задач, которые раньше были за пределами компетенции организаций, а теперь стоят в ряду важнейших. Социальная ориентация организаций означает, что наряду с экономической функцией она выполняет и социальную роль Последняя может рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т. е. удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием; с позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов и среды обитания организаций и предприятий. Эволюция управления в переходный период направлена на формирование системы, базирующейся на функционировании в народном хозяйстве структур, способных к самоуправлению и саморазвитию. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых в переходный период должна расти. С од ной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, с другой – существенно упрощает систему управления народным хозяйством в целом, снижает элемент случайности и способствует росту управляемости экономики России. В переходный период государственный сектор экономики будет сокращаться за счет расширения сферы рыночного предпринимательства и приватизации. Однако даже в конце периода на его долю будет приходиться существенная часть внутреннего валового продукта страница значение крупных и сверхкрупных предприятий для экономики вряд ли уменьшится. Но управление этими предприятиями должно базироваться на комбинации методов, носящих рыночный и административный характер. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны. Ведению Российской Федерации подлежат определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации, установление порядка создания и деятельности федеральных органов государственной власти в области государственной поддержки малого предпринимательства, разработка и реализация федеральных программ Развития и поддержки малого предпринимательства, финансируемых не менее чем на 50 процентов за счет средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов российской Федерации, установление льгот для субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями решают все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, в том числе могут применять дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов. Таким образом, в настоящий период формирования рыночных отношений в экономике страны, созданы все объективные предпосылки для интенсивного развития бизнеса, как формы массового участия населения в доступной предпринимательской деятельности. Безусловно, многообразие форм бизнеса потребует освоения руководителями и владельцами малых предприятий знаний методов управления и путей их совершенствования. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Раскрыть на основе исследования научно-теоретической, законодательной базы, зарубежного опыта теоретические и практические вопросы Управления предпринимательством с практической оценкой применения на примере телевизионной компании РЕН ТВ. Товарищество с ограниченной ответственностью "РЕН ТВ ЛТД" была создана как редакция средства массовой информации в соответствии с Учредительным договором, заключенным между гражданами РФ Лисневской Иреной Стефановной и Лисневским Дмитрием Анатольевичем (участниками). Полное фирменное наименование на русском языке – Товарищество с ограниченной ответственностью "РЕН ТВ ЛТД", сокращенное – телекомпания "РЕН ТВ ЛТД". Фирменное наименование на английском языке – "REN TV Ltd" НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Дипломная работа подготовлена на основе исторического материала, законодательных актов, сравнительного исследования мнения ученых, практических работников, изучающих и применяющих на практике менеджмент в современной системе управления экономикой. Различные аспекты исследования проанализированы и обобщены в соответствии с планом дипломной работы по научным трудам видных отечественных ученых: Румянцевой З. П., Саломатина Н. А., Акбердина Р. З., Гунина В. Н., Кибанова А. Я., Турусина Ю. Л., Устинова Б. А., Герчиковой И. Н. и многих, многих других. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ 1.1. Понятие менеджмента. Управление организациями в условиях рыночной экономики значительно сложнее, чем в централизованной командно-административной системе. Это связано как с расширением их прав и ответственности, так и с необходимостью более гибкой адаптации к изменениям. Возникают новые цели и задачи, которые раньше организации самостоятельно не решали и даже не ставили; создается много новых предприятий; под влиянием процессов приватизации меняются формы собственности; налаживаются новые хозяйственные связи; формируются рыночные механизмы управления. Все возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного профессионального менеджмента. По мере укрепления новых социальных и экономических отношений его роль будет расти, так как менеджмент – это мощный двигатель и ускоритель общественного развития. Понятие "менеджмент" имеет широкую трактовку. Так, в Оксфордском словаре английского языка, менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица. В "Словаре иностранных слов" менеджмент переводится на русский язык, как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, с целью повышения эффективности производства и его прибыльности. Менеджмент определяется как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, осуществляя которые, менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому, менеджмент – это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как, процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом, с целью достижения максимальных результатов. Основатель школы научного менеджмента Ф. У. Тейлор определял его как "искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей – менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала, для достижения целей. Поэтому, менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления. Менеджмент – специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих". [Румянцева З. П., Саломатина Н. А. Менеджмент организации. М.: Инфра-М. 1995. С. 12-13.] Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Поэтому, аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием ее менеджмента. Главная же задача людей, занятых в этом аппарате, это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации)для достижения ее целей. В ХХ веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Основу составляет сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Менеджмент направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным и более эффективным. В определении менеджмента подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий. Они служат опорой при постановке за дач и при осуществлении управленческой практики. Система управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и метод целенаправленной деятельности людей в процессе управления. Понимание менеджмента, как управления, базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями – это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т. д. Поэтому, не редко менеджмент рассматривается как искусство, которое подобно инженерному делу, должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе. Чтобы люди, работающие в организации, направляли свои усилия на достижение ее целей, менеджеры должны постоянно взаимодействовать с ними и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников. Менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает: ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль; постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов; хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений; постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйствен но самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена; необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений. Характерные для менеджмента черты включают экономический социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты. Содержание экономического аспекта составляет управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей. Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, данности и обычаи. Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права по вопросам создания фирм, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование бизнеса, включающее антитрестовское законодательство, налоговую политику, торгово-политические средства и др. Организационно-технический аспект менеджмента включает национальную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, не необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу. 1.2. История развития менеджмента История развития менеджмента насчитывает уже несколько тысячелетий, если за начало отсчета принять зарождение письменности в древнем Шумере. Считается, что это революционное достижение в жизни человечества привело к образованию особого слоя "жрецов-бизнесменов", связанных с торговыми операциями. За первой управленческой революцией, получившей название религиозно-коммерческой, последовали и другие: вторая относится к 1760 г. до н. э. и связывается с деятельностью царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения; третья произошла во времена правления Навуходоносора 2 (605-682 гг. до н. э.) и была направлена на соединение государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства; четвертая датируется ХVII-ХVIII вв. н. э. и связана с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента было его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента; пятая управленческая революция имела место в конце XIX-начале XX в. Ее часто называют бюрократической, так как теоретической платформой преобразований в области управления была концепция бюрократии, позволившая сформировать крупные иерархические структуры менеджмента, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров. Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента – это в основном эволюционный процесс Он характеризуется непрерывностью, отражая степень изменений, происходящих в обществе, экономике, во всей системе социально-экономических отношений. К концу XIX – началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в национальной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами нормами и стандартами. Основателем школы научного менеджмента был Ф. У. Тейлор – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Изучая способы выполнения работ и трудовых операций. Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих: [Румянцева З. П., Саломатина Н. А. Менеджмент организации. М.: Инфра-М. 1995. С. 20-21.] научный подход к выполнению каждого элемента работы; научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего; кооперация с рабочими; разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими. Другой известный специалист в области менеджмента – А. Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них вилы деятельности или функции: планирование, организация, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. А. Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления. В нашей стране идеи научного управления в условиях нового общественного строя и социалистической системы хозяйствования развивали А. А. Богданов, Н. А. Витке, А. К. Гастев, О. А. Ерманский, Б. Ф. Розмирович и многие другие ученые и практики, работавшие в различных организациях и институтах научной организации труда. Одна из важнейших разработок этого периода – обоснование принципов управления, учитывающих такие особенности социалистической системы хозяйствования, как централизация и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятий со стороны государственных органов. С учетом этих принципов разрабатывались подходы к формированию структур и процессов управления на предприятиях и в государственных органах а также элементы системы методов. С середины нашего столетия исследования проводились параллельно по пяти направлениям: классическому, человеческих отношений, поведенческих наук, количественному и системному под ходам. Такая многосторонность разработок отвечала новым потребностям послевоенной экономики, в которой под влиянием научно-технической революции начали активно формироваться рыночно-предпринимательские структуры. Развитие производства в сфере потребительских товаров и услуг привело к невиданному ранее росту числа средних и малых предприятий, которые ориентировались на потребителя и удовлетворяли спрос сравнительно небольших групп населения. Новые предприниматели столкнулись с миром сложнейших взаимосвязей и зависимостей, конкуренции и соперничества, а также с менеджментом, который был полностью ориентирован на управление крупными корпорациями. Им же нужны были новые системы управления, которые учитывают динамизм внешней среды и позволяют быстро и гибко приспосабливаться к ее изменениям. Логическим продолжением системных исследований явились также разработки ситуационного подхода, который соединил в себе ряд идей остальных научных направлений. В центре этого подхода – конкретная ситуация, т. е. набор обстоятельств, с которыми сталкивается малое предприятие в процессе своего функционирования. Управление этой ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных в конкретных обстоятельствах переменных, взаимосвязанное рассмотрение которых позволяет решать возникшие проблемы. Состав и содержание ситуационных переменных предопределяются системными чертами и свойствами как самого малого предприятия, так и его окружения. Научный фундамент менеджмента продолжает пополняться новыми знаниями. Примерно с середины 80-х годов в центре внимания оказались проблемы культуры организации и инновационного менеджмента, а в 90-е годы на первое место вышли разработки по лидерству, с которым современные организации связывают надежды на будущее. 1.3. Основные стадии менеджмента Менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии: стратегическое управление; оперативное управление; контроль. Стратегическое управление включает: выработку цели менеджмента; прогнозирование как предвидение результатов развития, совершающегося под действием существующих факторов; перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели. Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер, которая подразделяется на: организацию как создание нужной структуры и необходимых ресурсов; руководство как распорядительство (мотивация) в условиях созданной структуры. Контроль включает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла управления. Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса управления как единство экономического, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления. Менеджмент имеет свой собственный механизм, который направлен на решение конкретных проблем. Механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена. "Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков 1 внутрифирменное управление; управление производством; управление персоналом". [Герчикова И. Н. Менеджмент. М.: Юнити. 1995. С. 12.] ВНУТРИФИРМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 1.4. Человеческий фактор в менеджменте Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. По сравнению с другими видами труда в организации, он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах. Специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятельности, составляют главный смысл и содержание труда людей, относимых к управленческому персоналу. У них особый предмет труда – информация, преобразуя которую, они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. Поэтому, в качестве орудий труда работников менеджмента, выступают прежде всего средства работы с информацией. Результат же их деятельности, оценивается по достижению поставленных целей. Содержание самого понятия "управленческий персонал" трактуется довольно широко и неоднозначно. Международная организация труда, например, рассматривает управленческий персонал, как часть более широкой категории работников, в которую кроме менеджеров входят и другие специалисты-профессионалы. Основанием для этого считается тесная связь в работе менеджеров и специалистов. Они зависят друг от друга и, работая в постоянном контакте, обеспечивают запланированное развитие организации. Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы. Первую составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в такой специальной области, как менеджмент. Они включают: [Герчикова И. Н. Менеджмент. М.: Юнити. 1995. С. 20-21.] умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность; высокую информированность (информация – это знание) по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренция, динамика спроса на продукцию и услуги и т. д.; знакомство с опытом менеджмента на других предприятиях и в разных отраслях; способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления; умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи. Эти и многие другие знания и умения приобретаются в процессе изучения управленческой науки, ее законов, принципов, методов, средств работы с информацией. А так как, сама наука, отвечая на растущие требования практики, выдвигает и разрабатывает все новые идеи и концепции управления, то обучение менеджменту приобретает непрерывный характер. Менеджер, работающий профессионально, обязательно использует те достижения науки в области процессов, методов, форм управленческой деятельности, которые повышают эффективность хозяйствования. Вторая группа требований, к профессиональной компетенции менеджеров, связана с их способностью работать с людьми и управлять самими собой. В процессе выполнения своих функций, менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц – коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данной организации Чтобы работать с людьми, столь резко различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь много специфических личностных качеств, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это прежде всего: высокое чувство долга и преданность делу; честность в отношениях с людьми, и доверие к партнерам; умение четко выражать свои мысли и убеждать; уважительное и заботливое отношение к людям, вне зависимости от их положения в иерархии предприятия; способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы, и критически оценивать собственную деятельность. От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают в себе способность сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных. До недавнего времени считалось, что перечисленными личностными чертами, люди награждаются либо от природы, либо они приобретают их в процессе многолетней работы, методом проб и ошибок. Однако, последние достижения науки (в том числе социологии, психологии др.) позволяют изучать природу человеческих взаимоотношений и искусство управления людьми, на серьезной научной основе, не полагаясь только на собственный опыт. Важным фактором повышения результативности менеджмента, является разделение труда менеджеров, т. е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. Соответственно этому, в организациях выделяют виды разделения труда менеджеров: функциональное, структурное, технологическое, профессионально-квалификационное. ВЫВОДЫ: На основании изложенного материала следует заключить, что расширение кругозора руководителя или владельца малого предприятия в области управления (менеджмента), информированность о различных методах решения всевозможных организационно-управленческих проблем, умение ставить цели и анализировать трудности мешающие достижению этих целей, оценивать преимущества и недостатки различных решений тех или иных задач управления предприятием, – раскрывают теоретические основы управления бизнесом.
Узнать стоимость

Без плагиата, грамотно и в срок!

отправить заявку
Работает на: Amiro CMS