ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы исследования. Реклама
– информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием
любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение
внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему
и его продвижение на рынке. Развитие рыночных отношений немыслимо без рекламы.
Реклама стала необходимым условием функционирования предприятий различных форм
собственности и является неотъемлемой частью жизни. Из всего набора рыночных
инструментов российский бизнес быстро освоил и стал широко использовать
рекламу. Это связано с тем, что в системе маркетинговых коммуникаций реклама
является наиболее доступным методом стимулирования продаж.
От
предоставления информации о новых и более совершенных способах удовлетворения
желаний покупателей существуют социальные выгоды. Однако критики утверждают,
что то, как реклама стремится к достижению своей второй цели, способно перевесить
эти выгоды. Рекламой как инструментом можно злоупотреблять, ее часто обвиняют в
создании ложных желаний, нарушении ценностей, явном введении в заблуждение,
манипуляции. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования
рекламной деятельности и актуальность темы данной работы.
Степень
разработанности проблемы. Основой исследования послужили труды
отечественных и зарубежных авторов Зеленова М.Ф., Мамоновой Е.А., Некрасовой
И.В., Страунинг Э.Л., Щепоткиной Е.Н., Шонесси Дж.
Цель
данной
курсовой работы состоит в том, чтобы, проанализировать государственное
регулирование коммерческой рекламы.
Достижение
поставленной цели потребовало решения следующих задач:
Проанализировать
нормативное регулирование коммерческой рекламы в России. Выявить
особенности регулирования отдельных видов коммерческой рекламы и
коммерческой рекламы отдельных товаров.
Объект
исследования
работы – коммерческая реклама. Предмет исследования – регулирование
коммерческой рекламы.
Теоретико-методологическую
основу исследования
составляют труды отечественных и зарубежных юристов и экономистов.
Нормативно-правовую
базу исследования
составили российские законодательные акты.
Эмпирической
базой исследования
послужили данные Федеральной службы статистики.
Структура
работы. Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая,
заключения, списка использованных источников.
Во
введении отмечается актуальность темы исследования, степень разработанности,
определяется цель и пути её достижения, выявляется нормативно-правовая и
эмпирическая база.
В
первой главе "Нормативное регулирование рекламной деятельности в России”
анализируется правовые основы российской рекламной деятельности в сопоставлении
с зарубежным опытом, выявляются основные государственные органы, занимающиеся
управлением коммерческой рекламой.
Во
второй главе "Особенности государственного регулирования отдельных видов
рекламы и рекламы отдельных товаров в России” анализируется государственное
регулирование рекламы, применительно к вышеуказанным случаям.
В
заключении приводятся выводы методологического, теоретического и практического
характера.
Список
использованных источников содержит монографическую, статическую литературу,
изученную в процессе работы над проблемой.
1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
1.1. Правовые основы рекламной деятельности
Рассматривая
мировой опыт законодательного регулирования рекламной деятельности следует
отметить, что из развитых стран только в Испании принят отдельный закон о
рекламе. Во Франции нет одного общего закона, но приняты законы по отдельным
видам рекламы, а также часть законодательных норм о рекламе сосредоточена в
статьях других законов. В США и Англии приоритет отдается судебным прецедентам
и саморегулированию в рекламе. [Власенко Н.А., Климентьева Н.А. Технико-юридическое
качество законодательства о рекламе (К методологии исследования) // Реклама и
право. – 2005. – №2. – С. 34.]
Основой
российского законодательства о рекламе является Федеральный закон "О рекламе”,
вступивший в силу с 1 июля 2006 г. в своей основной части; некоторые положения
Закона начали действовать с 1 января 2007 г.
Цели
данного Федерального закона определены его первой статьей. Согласно указанной
статье, Закон призван способствовать развитию рынков товаров, работ и услуг на
основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечению в
Российской Федерации единства экономического пространства. Кроме того, Закон
обязан обеспечить реализацию права потребителей на получение добросовестной и
достоверной рекламы посредством предупреждения нарушений законодательства
Российской Федерации о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно
ст. 4 Федерального закона "О рекламе”, законодатель признает приоритет данного
Закона по сравнению с другими нормативными актами, регламентирующими порядок
регулирования рекламной деятельности. Законом определено, что отношения,
возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут
регулироваться также нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. [Мамонова Е.А.
Правовое регулирование рекламы. – М., 2008. – С. 11.]
Одним
из таких нормативно-правовых актов является Постановление Правительства РФ от
30 июня 2004 г. №331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной
службе”. Данное Постановление одной из функций Федеральной антимонопольной
службы (ФАС) устанавливает контроль и надзор за соблюдением законодательства в
сфере рекламы и наделяет службу полномочиями по принятию соответствующих
нормативно-правовых актов, в том числе приказов, определений, постановлений в
пределах своей компетенции в случаях, предусмотренных законодательством о
рекламе. В определении Федеральной антимонопольной службы четко определено, что
полномочия данной службы распространяются на сферу рекламной деятельности.
Постановление Правительства РФ устанавливает, что ФАС России также вправе
вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых
актов Президента Российской Федерации и Правительства РФ и другие документы, по
которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ее
ведения. ФАС России выдает предписания, обязательные для исполнения
коммерческими и некоммерческими организациями, органами исполнительной власти и
местного самоуправления, в случаях, предусмотренных законодательством о
рекламе.
Некоторые
сферы распространения рекламы, помимо ФАС, контролируются также иными органами
и службами. В частности, порядок размещения наружной рекламы определен
Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на
автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие
технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения”.
Данный документ принят Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 г.
№124-ст. Проект документа был разработан при участии Главного управления
государственной инспекции безопасности дорожного движения Службы общественной
безопасности Министерства внутренних дел России (ГУ ГИБДД СОБ МВД России).
Правовая
база регулирования налоговых отношений рекламной деятельности определена также
в Налоговом кодексе РФ. Принятые в соответствии с законом и опубликованные
постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по
делам, связанным с рекламной деятельностью, могут рассматриваться Федеральной
антимонопольной службой, юридическими лицами и предпринимателями, не
участвующими в данном судебном заседании, в качестве разъяснений конкретных
положений законодательства о рекламе и могут служить примером при рассмотрении
аналогичных дел. [Мамонова
Е.А. Правовое регулирование рекламы. – М., 2008. – С. 14.]
Кроме
нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения практически в любой
сфере деятельности, в том числе и в рекламной, существуют общепризнанные нормы,
не являющиеся законодательными, тем не менее принимаемые как основа корректного
поведения в данной области. Таким является Международный кодекс рекламной
практики Международной торговой палаты. Однако документ, названный кодексом и
подписанный в Москве в 1995 г. рядом общественных организаций, в данном случае
не является обязательным для исполнения, а носит лишь рекомендательный характер
и может применяться судами в качестве справочного документа в рамках законодательства.
Задачами
Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты
являются: способствование дальнейшей унификации стандартов рекламной
деятельности и упрощение перемещения товаров и услуг через границы, что
неизменно должно принести пользу потребителям и всему мировому сообществу. В
последней редакции Международного кодекса рекламной практики Международной
торговой палаты сочетается предыдущий опыт с сегодняшним пониманием сущности
рекламы как средства обмена информацией между продавцами и потребителями.
Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты
свидетельствует о том, что промышленность и торговля, включая все стороны,
имеющие отношение к рекламной деятельности, признают свою ответственность перед
потребителем и обществом. [Международный кодекс рекламной практики Международной
торговой палаты (МТП). – М., 2008. – С. 15.]
Международный
кодекс рекламной практики Международной торговой палаты устанавливает стандарты
этичного поведения, которых с этической точки зрения должны придерживаться все
стороны, имеющие отношение к рекламной деятельности: рекламодатели,
рекламопроизводители, средства массовой информации. Положения Международного
кодекса рекламной практики Международной торговой палаты не претендуют на обязательное
применение уже по тому, что не дают конкретных разъяснений по вопросам
рекламной деятельности, а, скорее, определяют общие принципы поведения в данной
сфере. Следует учитывать, что Международный кодекс рекламной практики
Международной торговой палаты подразумевает следование не только своей букве,
но и духу. В документе определены основные принципы рекламной деятельности:
1)
вся реклама должна быть законной, пристойной, честной и достоверной;
2)
всякая реклама должна разрабатываться с высокой степенью ответственности перед
обществом и соответствовать принципам добросовестной конкуренции, общепринятым
в коммерческой деятельности;
3)
никакая реклама не должна дискредитировать рекламную деятельность в глазах
общества.
Международный
кодекс рекламной практики Международной торговой палаты содержит основные
правила, соблюдение которых, по мнению Международной торговой палаты, должно
обеспечить справедливый баланс между интересами коммерческих организаций и
потребителей. Далее будут рассмотрены основные из них с целью определения общей
направленности развития международной профессиональной этики в рекламной
деятельности. Согласно Международному кодексу рекламной практики Международной
торговой палаты, реклама не должна: [Международный кодекс рекламной практики
Международной торговой палаты (МТП). – М., 2008. – С. 16.]
1)
содержать заявлений или изображений, нарушающих общепринятые нормы
пристойности;
2)
злоупотреблять доверием потребителя и недостатком у него опыта или знаний;
3)
без обоснованных причин играть на чувстве страха, на суевериях и предрассудках;
4)
содержать ничего, что могло бы спровоцировать акты насилия;
5)
поддерживать дискриминацию по расовому, религиозному или половому признаку;
6)
содержать заявлений и образов, которые непосредственно или косвенно, умышленно
или по оплошности, за счет замалчивания, двусмысленности или преувеличений
могут ввести в заблуждение потребителя, в частности по отношению к таким
характеристикам, как:
а)
характер, сорт, состав, метод и дата изготовления, пригодность к применению,
диапазон применения, количество, компания-изготовитель и страна изготовления;
б)
ценность продукции и реально оплачиваемая цена;
в)
другие условия платежа, такие как продажа в рассрочку, долгосрочная аренда,
выплата по частям и продажа в кредит;
г)
доставка, обмен, возврат, ремонт и техническое обслуживание;
д)
гарантийные условия;
е)
авторские права и права промышленной собственности, такие как патенты, товарные
знаки, конструкции и модели, торговые наименования;
ж)
официальное признание или одобрение, присуждение медалей, призов и дипломов;
з)
размеры преимуществ в случае участия в благотворительных мероприятиях;
7)
содержать свидетельств или ссылок на них, если они не являются подлинными и не
основаны на опыте лиц, их дающих. Не должны использоваться свидетельства или
ссылки, которые устарели или уже неприменимы по другим причинам;
8)
содержать прямую либо косвенную клевету на любую фирму, промышленную или
коммерческую деятельность (профессию) и на любую продукцию. Клеветой считается
также попытка вызвать презрение или насмешку;
9)
содержать образы любых лиц (или ссылки на них), как частных, так и занимающих
общественные посты, без получения от них предварительного согласия на это.
Реклама также не должна без предварительного на то разрешения изображать
собственность любого лица (или ссылаться на нее) способом, который может
создать впечатление о подтверждении этим лицом содержания рекламы;
10)
необоснованно использовать наименования или аббревиатуры других фирм, компаний
или организаций, а также престиж, присущий тому или иному лицу, товарному знаку
или продукции другой фирмы;
11)
имитировать общую композицию, текст, лозунги, видеоряд, музыку, звуковые
эффекты и другие элементы других реклам таким образом, при котором она может
ввести в заблуждение или быть принята за другую рекламу;
12)
без оснований, объяснимых образовательными или социальными причинами, содержать
изображения или любые описания опасных ситуаций, в которых проявляется
пренебрежение мерами безопасности. Особенная осторожность должна проявляться в
рекламе, предназначенной для детей и молодежи или изображающей их;
13)
злоупотреблять свойственной детям доверчивостью или отсутствием опыта у
молодежи, а также злоупотреблять их чувством долга;
14)
содержать никаких заявлений и образов, способных нанести детям и молодежи
физический или моральный вред, если реклама предназначена для них или способна
оказать на них влияние;
15)
быть выполнена таким образом, чтобы само сравнение не могло оказаться вводящим
в заблуждение, а также должна соответствовать правилам добросовестной
конкуренции.
В
Международном кодексе рекламной практики Международной торговой палаты отдельно
прописаны нормы для рекламы, адресованной детям по отношению к продукции, как
продаваемой, так и предоставляемой бесплатно. В данном случае нормы
Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты
распространяются на продукцию, предназначенную для детей моложе 14 лет или
рекламируемую в средствах массовой информации, специально предназначенных для
детей моложе 14 лет. В отдельных государствах в зависимости от местных
особенностей может быть установлен иной возраст. [Дегтяренко В.Н. Основы логистики и
маркетинга.– Учебное пособие. Ростов-на-Дону: РГАС, 1995. – С. 145.]
Далеко
не все положения Международного кодекса рекламной практики Международной
торговой палаты обозначены в российском законодательстве о рекламе, поэтому
остается надеяться на соблюдение профессиональной этики в сфере рекламной
индустрии. Работая в сфере рекламы, следует четко понимать, что, нарушая
элементарные этические нормы, рекламодатели и рекламопроизводители подрывают
тем самым сам институт рекламы. В результате из стимулирующего механизма
реклама превращается в отталкивающий.
Российское
законодательство о рекламе также предусматривает правовую основу деятельности
по саморегулированию рекламы в России. Эффективность систем и развитость
саморегулирования зависят от общих правовых традиций, в том числе от
государственного регулирования рекламной деятельности.
1.2. Государственные органы, регулирующие
рекламную деятельность
Как
уже отмечалось выше, в первую очередь государственное регулирование рекламы в
нашей стране осуществляет Федеральная антимонопольная служба РФ. Положение об
Управлении по контролю и надзору за соблюдением рекламного законодательства
Федеральной антимонопольной службы утверждено Приказом Федеральной
антимонопольной службы от 2 декабря 2005 г. №275. Управление по контролю и
надзору за соблюдением рекламного законодательства (далее – Управление)
является структурным подразделением Федеральной антимонопольной службы.
Основными задачами Управления являются: [Мамонова Е.А. Правовое регулирование
рекламы. – М., 2008. – С. 21.]
1)
осуществление соблюдения законодательства о рекламе, антимонопольного
законодательства на рынках непродовольственных товаров и услуг, недопущение
недобросовестной конкуренции;
2)
осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о
рекламе, антимонопольного законодательства на рынках непродовольственных
товаров и услуг, а также нарушений, связанных с недобросовестной конкуренцией;
3)
методическое обеспечение структурных подразделений ФАС России и его
территориальных органов, а также координация деятельности территориальных
органов ФАС России по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
Управление
осуществляет следующие полномочия: [Там же. – С. 22.]
1)
проводит самостоятельно или совместно с территориальными органами, структурными
подразделениями ФАС России анализ состояния рынков непродовольственных товаров
и услуг;
2)
разрабатывает и реализует предложения о мерах по развитию конкуренции и
совершенствованию рыночных отношений на рынках непродовольственных товаров и
услуг;
3)
участвует в разработке и реализации программ развития конкуренции на рынках
непродовольственных товаров и услуг;
4)
участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих
отношения в области рекламы, защиты от недобросовестной конкуренции, а также
отношения на рынках непродовольственных товаров и услуг;
5)
совместно с Правовым управлением проводит анализ и подготовку заключений на
проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам,
относящимся к компетенции Управления;
6)
рассматривает в установленном порядке и подготавливает заключения на
ходатайства и уведомления хозяйствующих субъектов, направляемые в ФАС России в
соответствии с требованиями антимонопольного законодательства;
7)
организует и принимает участие в проведении проверок хозяйствующих субъектов с
целью выявления фактов недобросовестной конкуренции, нарушений законодательства
о рекламе и нарушения антимонопольного законодательства на рынках
непродовольственных товаров и услуг;
8)
рассматривает в установленном порядке обращения органов власти, заявления и
обращения юридических и физических лиц в пределах компетенции Управления;
9)
осуществляет учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях граждан и
организаций, и на его основе подготавливает предложения, направленные на
устранение недостатков нормативного правового регулирования;
10)
подготавливает материалы для направления в органы прокуратуры, другие
правоохранительные органы в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
11)
подготавливает материалы к возбуждению дел о нарушении антимонопольного
законодательства и законодательства о рекламе;
12)
представляет в Правовое управление материалы к возбуждению дел о нарушениях
антимонопольного законодательства, кроме нарушений, связанных с
недобросовестной конкуренцией, для проведения правовой экспертизы;
13)
организует работу по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного
законодательства и законодательства о рекламе и участвует в рассмотрении таких
дел;
14)
подготавливает или участвует в подготовке решений и предписаний ФАС России, а
также контролирует их исполнение в пределах своей компетенции;
15)
подготавливает или участвует в подготовке документов о привлечении к
административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц за
нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе;
16)
в установленном порядке участвует в рассмотрении дел в судах по нарушениям
законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции и совместно
с Правовым управлением по иным нарушениям антимонопольного законодательства;
17)
участвует по поручению руководителя ФАС России в разработке и осуществлении
международных проектов и программ по вопросам совершенствования
государственного контроля в области рекламы, а также по вопросам проведения
антимонопольной политики на рынках непродовольственных товаров и услуг, защите
от недобросовестной конкуренции;
Основные
полномочия Управления представлены на рис. 1. [Свердлык Г.А., Андреев А.Н.,
Страунинг Э.Л. Проблемы рекламных правоотношений: Учеб. пособие. – М., 2002. –
С. 13.]
Рис.
1. – Полномочия Федеральной антимонопольной службы в рекламной сфере
Управление
возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности
руководителем ФАС России. Структура Управления и штатное расписание
утверждаются руководителем ФАС России. Начальник Управления имеет заместителей,
назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФАС России
в установленном порядке.
Во
время отсутствия начальника Управления его обязанности выполняет один из его
заместителей по поручению начальника Управления. Структурными подразделениями
Управления являются отделы по основным направлениям деятельности Управления.
В
целях повышения эффективности государственного контроля соблюдения законодательства
Российской Федерации о рекламе утверждено Положение о создании Экспертного
совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной
службе.
Экспертный
совет образуется в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства
Российской Федерации о рекламе, а также выработки предложений по его
совершенствованию. В своей деятельности Экспертный совет руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями
Федеральной антимонопольной службы, а также Положением об Экспертном совете.
Экспертный совет является консультативно-совещательным органом при Федеральной
антимонопольной службе. [Свердлык
Г.А., Андреев А.Н., Страунинг Э.Л. Проблемы рекламных правоотношений: Учеб.
пособие. – М., 2002. – С. 14.]
Его
решения имеют рекомендательный характер и представляются в ФАС для принятия
решений о соответствии рекламы требованиям законодательства Российской
Федерации, реализации государственной политики в области контроля соблюдения
рекламного законодательства и подготовки предложений по совершенствованию
законодательства о рекламе.
Основными
задачами Экспертного совета являются: [Свердлык Г.А., Андреев А.Н., Страунинг Э.Л.
Проблемы рекламных правоотношений: Учеб. пособие. – М., 2002. – С. 16.]
1)
экспертиза и оценка содержания рекламы, представленной на рассмотрение
Экспертного совета;
2)
оценка воздействия рекламы на потребителей рекламной информации;
3)
экспертиза соответствия действительности сведений, сообщаемых в рекламе;
4)
разработка рекомендаций по совершенствованию государственного контроля
соблюдения рекламного законодательства;
5)
взаимодействие с органами саморегулирования рекламы, ассоциациями и
общественными объединениями профессиональных участников рекламного рынка;
6)
подготовка методических, аналитических и информационных материалов для
субъектов рекламной деятельности;
7)
подготовка материалов для публикации в средствах массовой информации по
актуальным вопросам регулирования и государственного контроля рекламной
деятельности;
8)
подготовка предложений по совершенствованию законодательства о рекламе.
Экспертный
совет формируется из специалистов ФАС, представителей других федеральных
органов исполнительной власти, научных организаций, экспертов и специалистов в
отдельных областях знаний. Персональный состав Экспертного совета утверждает
руководитель Федеральной антимонопольной службы. Экспертный совет возглавляет
председатель – заместитель руководителя ФАС. В составе Экспертного совета
имеется ответственный секретарь.
Заседания
Экспертного совета ведет председатель, который определяет время и место
проведения заседаний, утверждает повестки заседаний совета, подписывает
протоколы и решения совета. Заседания Экспертного совета проводятся по мере
необходимости, но не реже 1 раза в 2 месяца. Созыв и организацию заседания, а
также организацию подготовки материалов и итоговых документов обеспечивает ответственный
секретарь Экспертного совета. Информация о дате и месте проведения заседания
Экспертного совета, а также повестка заседания представляются членам совета не
позднее, чем за 7 дней до даты заседания. Материалы к заседанию Экспертного
совета представляются членам совета не позднее чем за 3 дня до даты заседания.