МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ
ТРУДА
ВВЕДЕНИЕ
Мотивация
− важнейшая составляющая организации современного предпринимательства, одна из
функций и методов управления. При переходе экономики России к рыночной системе
хозяйствования возникает необходимость исследования мотивации в целях
обеспечения эффективного развития предпринимательства.
Проблема
мотивирования труда является одной из самых острых проблем, стоящих перед
современным российским предприятием. Как правило, отечественные руководители
рассматривают систему мотивации как инструмент, базирующийся на персональных
выплатах работнику. На подавляющем большинстве российских предприятий система
мотивации неотделима от системы начисления фонда оплаты труда.
Каждый
человек имеет свою систему ценностей, интересов, трудового и личного опыта,
поэтому его мотивирование являются индивидуальным процессом. Вместе с тем
необходимость совмещения личных особенностей и интеллектуальных возможностей
человека с конкретным местом работы ставит перед менеджерами предприятия задачу
управления мотивационными процессами.
В
условиях становления рыночных отношений возрастает значение регулирования
мотивационных процессов на предприятии.
Основной
целью данной работы является исследование вопросов мотивации персонала. На
основании цели в работе поставлены следующие задачи:
выявить и
проанализировать основные этапы построения системы мотивации персонала; изучить основные
принципы построения систем управления мотивационным процессом; проанализировать
основные виды материальной и нематериальной мотивации;
1. Основные принципы построения мотивационных
моделей
Мотивация
– важнейшая составляющая организации современного предпринимательства, одна из
функций и методов управления. Мотивацию можно определить как процесс,
направленный на побуждение индивида к деятельности, результатом которой
является достижение личной, коллективной (в том числе в рамках предприятия) или
общественной цели.
Мотивацию
работника можно рассмотреть как процесс взаимосвязанных потребностей и
действий, поскольку она возникает единовременно, а разворачивается во времени.
Мотивация представляет собой непрерывный процесс, он действует постоянно. В
процессе мотивации возникают и актуализируются разные потребности, а поскольку
действие определяется более сильной потребностью, то это приводит к прерыванию
или изменению самого процесса мотивации. Всякое деление процесса мотивации на
шаги искусственно и служит для обеспечения понимания поведения, возможности
анализа и управления. Процесс можно представить в виде шести этапов, от возникновения
до удовлетворения потребности.
1.
Возникновение потребности – ощущение работником нехватки чего-либо и
необходимости устранения проблемы. Для сохранения мотивации необходимо знать и
уметь выявлять потребности работника, которые зависят от условий работы и
развития личности.
2
. Поиски объектов удовлетворения потребности – работник ищет объекты и
предметы, способные удовлетворить потребности, являющиеся желаемыми для
работника. Опредмеченные потребности есть ни что иное, как стимулы и могут
использоваться для формирования процесса мотивации.
3.
Выбор способа достижения желаемого – образ действий того, как и каким путем
добиваться желаемого, что и формирует мотив деятельности. Мотивация определяет
не только направление действий, это можно сделать и при помощи стимула, она еще
включает в себя способ достижения желаемого, характер действий. Именно в
процессе осуществления действий создается результат в работе.
4.
Выполнение намеченных действий – осуществление действий в намеченном
направлении и определенным образом, то есть проявление в действиях
характеристик мотивации, необходимых для достижения желаемой цели. Объекты
мотивации отражают силу мотива.
5.
Достижение поставленной цели – достижение в действиях желаемого результата, то
есть получение результата, показывает насколько выбранные действия и их
выполнение приводит к необходимому и желаемому результату. Менеджер должен
определить эффективность действий по достижению результата под воздействием
окружающих факторов.
6.
Устранение потребностей – связано с их удовлетворением, непосредственным
результатом или поиском других возможностей удовлетворения потребностей.
Менеджеру важно определить, удовлетворяются ли актуальные потребности работника
в случае получения результата.
Таким
образом, у менеджера имеется возможность управления мотивацией путем
формирования процесса мотивации, то есть удовлетворения потребностей работника
в организации.
Для
достижения максимальной эффективности в рамках предпринимательства необходимо
управление всеми экономическими процессами, происходящими на предприятии. Под
объектом управления в данном случае понимается персонал предприятия, а под
субъектом – собственник или менеджер. Управление мотивацией осуществляется
посредством разнообразных процедур управления персоналом. При реализации
процедур управления персоналом следует учитывать специфику кадровых ресурсов
как объекта управления, выражающуюся в наличии у них собственных целей,
базирующихся на индивидуально-психологических особенностях.
Предприятие
можно рассматривать с позиций системного подхода, в этом случае любое
предприятие будет представлять собой сложную систему. Основными элементами
системы являются: вход (поступающие ресурсы); процесс преобразования
поступивших ресурсов в продукт; выход из системы (продукт); обратная связь.
Любая система обязательно включает в себя определенные подсистемы. Наиболее
полный учет всех элементов подсистемы при исследовании мотивации предполагает
использование технической, биологической и социальной составляющих. Центральным
элементом, с точки зрения экономической теории и практики, здесь является
человек (фактор труд). Исходя из этого, необходимо уточнить место мотивации,
движущей человеком в процессе труда в условиях предпринимательства как формы
хозяйственной деятельности рис. 1. [Харламова Л.П. Экономическая мотивация
инструмент эффективного хозяйствования. // Менеджмент. 2005. №8.]
Рис. 1. Место мотивации в системе эффективного
предпринимательства. [Кокорев В.П., Далян Я. Концепция совершенствования систем
мотивации работников управленческого труда на предприятиях России. – М.:
Экономика, 2000. С. 48.]
На
входе в систему управления экономической мотивацией окажутся интересы предприятия
и интересы работника, на выходе – согласование целей предприятия и работника.
Согласование указанных целей будет осуществляться под воздействием изменяемых
факторов внутренней производственной среды предприятия и неизменяемых факторов
внешней среды. В процессе обратной связи может происходить изменение параметров
входа (в частности, изменение целей работников – развитие мотивов), а также
осуществляться необходимое управленческое воздействие на факторы внешней среды.
При
управлении мотивацией необходимо выделять совокупность методов, с помощью
которых можно наиболее полно согласовывать цели предприятия и конкретного
работника, наиболее полно использовать его потенциал. Суть этих методов
заключается в том, чтобы выяснить экономические и психологические мотивы
работников, вознаграждать труд, как в материальной, так и в нематериальной
форме и стимулировать дальнейшее развитие мотивов. Последнее необходимо потому,
что работник будет эффективно трудиться до тех пор, пока он не достиг
поставленной цели (или при необходимости ее удержания). Рассмотрим модель
рационализации действующей системы управления мотивацией, суть которой
отображена на рис. 2.
Рис. 2. Модель исследования и рационализации
действующей на предприятии системы мотивации. [Чистяков М.В. Управление
эффективностью трудовых процессов. – Тверь: Изд-во Тверского госуниверситета,
2003. С. 201.]
Следует
заметить, что направления рационализации действующей системы мотивации могут
быть различны. Основное из них состоит в совершенствовании экономической
мотивации в соответствии с выявленной мотивационной структурой работников.
Кроме того, рационализация представляет собой совершенствование системы подбора
персонала, кадровые перестановки и др. Ощутимое влияние оказывает и цель, к
которой стремится предприятие. Однако теория и практика показывают, что на
различных этапах жизненного цикла предприятия цель может меняться.
Исследования, направленные на совершенствование действующей на предприятии
системы мотивации, должны проводиться регулярно. Это требование диктуется
подвижностью (развитием) мотивации, на которую влияют две группы факторов. К
первой группе относятся внутренние факторы. Ко второй – факторы воздействия
внешней среды.
Стержнем
управления на основе мотивации будет воздействие определенным образом на
интересы участников трудового процесса для достижения наилучших результатов
деятельности.
Для
управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как
выявление склонностей и интересов с учетом его персональных и профессиональных
способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе
и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников
трудового процесса и цели организации. Для конечного успеха большое значение
имеет совпадение целей работника и предприятия.
Одним
из эффективных типов современного управления является мотивационный менеджмент.
Это объясняется не только значительным повышением роли человеческого фактора в
управлении, но и тем, что такой тип управления отражает одну из главных
тенденций развития производства и общества. Мотивационный менеджмент
представляет собой управление, в котором ключевые приоритеты отдаются мотивированию
творческой, производительной, инициативной и профессиональной деятельности
человека. Существует множество моделей мотивирования, например, рациональная
человеческая модель, которая предполагает использование для мотивации людей
комбинации финансовых наград и наказаний. Каждый менеджер призван построить
свою собственную концепцию мотивационного менеджмента, которая должна опираться
на отличное знание мотивов поведения и деятельности человека. Мотивационный
менеджмент – это управление, построенное на приоритетах мотивации делового
поведения, то есть на создании условий заинтересованности в результате и
стремления к его достижению. Менеджеру приходиться разрабатывать мотивацию
отдельных коллективов, групп, но для мотивации непосредственного управления
главным является каждый человек в отдельности.
Как
уже отмечалось выше, материальные способы мотивации (повышение оплаты труда за
тот же его объем) дают эффект (увеличение производительности труда и повышение
его эффективности) до определенного момента. Для достижения организацией
поставленных целей необходимо, чтобы каждый работник выполнял свою работу и
получал определенный результат. Экономические отношения организации с
работником, обмен результатов работы на зарплату приводит к выполнению
регламентированной работы, но в случае с работой, требующей большого личного
вклада, не дают желаемого результата. Поскольку у работника, в этом случае, нет
прямой заинтересованности в результатах работы, то его усилия сосредоточены на
получении вознаграждения. Рационализм отношений, складывающийся при обмене
результата выполненной работы на зарплату, означает противопоставление
интересов работника интересам организации.
Попытки
стимулировать необходимое поведение работника, для лучшего выполнения работы,
на сегодняшний день является наиболее распространенным явлением в
управленческой практике. Выплачиваемая работнику зарплата является
подкрепляющим стимулом и направлена на формирование поведения, приводящего к
достижению желаемого. В данном случае от работника зависит получение результата
в процессе выполнения работы, и только наличие личной заинтересованности
работника в высоких результатах позволяет сделать их реальными и достичь
поставленных организацией целей. Для того чтобы работник лучше выполнял свою
работу, старался получить максимально возможный результат, необходимо наличие у
него мотивации, непосредственно связанной с работой. Мотивированный работник
лучше использует свои способности, новые возможности и технические средства,
что приводит к получению желаемого результата и более эффективной работы всей
организации.